Четвертый блок включает вопросы, которые содержат прямую оценку учащимися соблюдения прав детей в условиях их образовательного учреждения. При этом учащиеся указывают, в какой мере соблюдаются некоторые права в их образовательном учреждении. Задача этого блока состоит в том, чтобы выяснить мнение школьников относительно соблюдения их прав в системе образования.
Пятый блок включает вопросы, связанные с соблюдением прав ребенка в семье, применяемыми методами семейного воспитания.
Шестой блок вопросов - адресный – позволяет понять, к какой категории семей относится семья респондента
Анкета для родителей построена по тому же принципу, что и анкета для учащихся, с тем, чтобы было возможно сопоставить ответы этих двух групп респондентов. Дополнительно в анкету включены вопросы, связанные с расходами на образование ребенка, на школьные нужды.
Объем выборки: 892 респондента, из них 643 – учащихся и 249 –родителей.
Тип выборки: квотная районированная выборка, репрезентирующая малые города и сельское население Красноярского края и г.Красноярск, учитывающая мнения учеников образовательных учреждений (школ, ПТУ, закрытых учебных заведений - Кадетского корпуса и Мариинской гимназии, детских домов) и родителей.
Малые города: Ачинск, Назарово, Минусинск, Канск, Сосновоборск.
Сельские территории: Балахтинский, Богучанский, Саянский, Березовский, Емельяновский, Шушенский, Назаровский, Северо-Енисейский, Бирилюсский районы.
г.Красноярск
Таким образом, исследовательской группой в 17 территориях края были опрошены учащиеся и родители, которые в ходе анкетирования отвечали на вопросы связанные с возможностями семьи в обеспечении прав ребёнка. Полученные результаты показали, что 1/3 опрошенных составили респонденты малых городов (Назарово, Ачинск, Минусинск, Канск, Сосновоборск), 1/3- районов края (Богучанский, Северо-Енисейский, Саянский, Назаровский, Бирилюсский, Шушенский, Балахтинский, Емельяновский, Березовский) и 1/3 респондентов – г.Красноярск.
Возрастная структура выборки детей принявших участие в опросе представлена следующим образом 8,8% - в возрасте 17 лет, 31,5% опрошенных в возрасте 16 лет, 32,2%– 15 лет, 14,2% - 14 лет. При этом 5,9% опрошенных учатся в 8 классе, 16,9% - в 9-м классе, 31,2% - в десятом, и 32,5% опрошенных – в одиннадцатом классе.
В опросе принимали участие подростки с различной степенью школьной успешности: почти у четверти из них преобладают «тройки», у 46% - «четверки», и 15,4% опрошенных отнесли себя скорее к отличникам.
60,8% опрошенных подростков проживают в полных семьях, у 39,2% - родители находятся в разводе или семейный статус не определен.
Многочисленные исследования говорят о том, что на жизненные стратегии подростков большое влияние оказывает уровень образования родителей, и особенно – матери, нежели чем уровень материального обеспечения семьи. Неоконченное среднее образование имеют незначительная часть родителей опрошенных: 1,3% матерей и 1,9% отцов. Общее среднее – у 18,8% матерей и 19,9%, отцов, среднее специальное – 31,2% матерей и 32,02% отцов, высшее 29,1% матерей и 22,6% отцов. Таким образом, уровень образования женщин в крае выше уровня образования мужчин.
Далее, представление результатов будет учитывать особенности мнений родителей и детей проживающих в г.Красноярске, малых городах и сельских территориях. Отдельно выделяется группа респондентов кадетских корпусов, имеющая по ряду вопросов мнение, существенно отличающееся от мнений остальных участников образовательного процесса.
2.2 Результаты исследования материально-социально-культурных условий, создаваемых семьями разных типов.
Основу жизни семьи составляет её материальное обеспечение. Происходящие перемены в экономической сфере не могли не отразиться на положении семьи. Появились негативные количественные и качественные характеристики изменений жизненного уровня, потеря веры в способность власти решить острые социальные проблемы. Монетаристская политика правительства предусматривает мероприятия по защите только уязвимых слоев населения, проблемы же других категорий граждан должен решать рынок[49].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.