Важным для психологического климата семьи является не столько общий уровень материального обеспечения, сколько удовлетворенность людей этим уровнем. Большинство ответивших на вопрос об уровне обеспеченности отнесли себя к среднеобеспеченным группам населения (76,8% - детей, 60% родителей) и примерно поровну – 8,7% и 8,2% относят себя соответственно к малообеспеченным и высокообеспеченным слоям среди детей. А вот родители иным образом чувствуют свою принадлежность к уровню обеспеченности, из них 28% относят себя к низкообеспечнным группам по уровню дохода, и лишь 1,4% к высокообеспеченным.
Результаты исследования в 2004г.[50] показали, что 52% респондентов (опрошенных супружеских пар) отметили неудовлетворенность своим материальным положением в связи с низкими доходами, а еще треть опрошенных посчитали себя малообеспеченными и не удовлетворенными уровнем материального обеспечения семьи, причём разница в зависимости от места жительства незначительна (см. Приложение №3, таблица №1).
Отсюда можно сделать вывод, что за один этот год материальное положение семей несколько улучшилось, однако в целом ещё треть семей находиться за чертой бедности.
Надо сказать, что степень удовлетворенности существенно зависит от места жительства респондентов, как показало исследование 2005г. (см. Приложение №3, таблица №2): среди жителей г. Красноярска существенно больше тех, чьё положение улучшилось, чем среди жителей села; среди тех, кому стало хуже, лидируют жители малых городов.
Особенности жизни в селе и малом городе, по мнению опрошенных детей, являются причинами и не соблюдения таких важнейших личных прав гражданина в обществе, и одновременно – ресурса развития общества, как – права на развитие способностей и талантов человека. Поскольку, на их взгляд, там слишком мало возможностей, отсутствуют возможности трудоустройства и т.д., а также отсутствие финансовых возможностей для реализации своих способностей.
Однако, менее всего удовлетворены сложившейся ситуацией родители из г.Красноярска (см. Приложение №3, таблица №3); это, видимо, можно объяснить их большей требовательностью к условиям, обеспечивающим развитие детей; в целом же различия в ответах респондентов не очень велики.
В целом же, менее четверти опрошенных родителей и почти треть детей считают, что в нашем обществе созданы все условия для реализации этого права – права на развитие способностей и талантов человека, и большая часть в обеих выборках утверждают, что эти условия не созданы. Частично эта же оценка ситуации подтверждается и признанием того, что нарушаются права на доступность культурных ценностей в музеях, библиотеках и театрах (см. Приложение №3, таблица №4).
Это мнение подтверждается и ответами на вопрос о доступности различных культурно-образовательных ресурсов для респондентов (см. Приложение №3, таблица №5)
Видно, что в наибольшей степени удовлетворены потребности и детей и родителей в таких видах ресурсов, как хорошая библиотека (60 и 61% соответственно), стадион, спортивный зал (55 и 54% соответственно), кинотеатр (42 и 48%) и кафе (41 и 51% соответственно). Наименее доступные ресурсы – это «концерт известных исполнителей (48 и 50% соответственно), театр (38 и 29%), бассейн (34 и 50%), и Интернет (37 и 55% соответственно).
При этом выясняется, что 37% старшеклассников и 29% родителей ни разу не были в театре, 17% старшеклассников, 19% родителей – в музее, почти столько же – в кинотеатре. Это говорит о бедности культурной жизни значительной части населения, о нарушении прав подрастающего поколения на доступность культурных ценностей.
Наиболее активно используются школьниками такие ресурсы, как стадион, спортивный зал, дискотека и кинотеатр, и именно по этим ресурсам отмечается наибольшая удовлетворенность. Реже всего школьники бывают в театре, музеях, на концертах известных исполнителей (см. Приложение №3, таблица №6).
Исследование показывает, вместе с тем, весьма существенную зависимость удовлетворенности и использования различных ресурсов в зависимости от того, к какому уровню обеспеченности относят себя опрошенные школьники (см. Приложение №3, таблица №7).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.