Третий по частоте вариант ответов: «Не хватает педагогических знаний» отмечают только 10% мужчин и более 12% женщин. Это косвенное свидетельство большей озабоченности женщин своей педагогической компетентностью и большей ответственностью за воспитание детей. Зато мужчины лидируют в том, чтобы найти других субъектов, ответственных за воспитание – школа, общество. Подобные ответы у них встречаются в два раза чаще, чем у женщин.
В целом надо признать, что родители практически не надеются ни на школу, ни на общество в воспитании своих детей. Положительные ответы дали около полпроцента опрошенных – в отношении школы, и полтора процента – в отношении общества. На этом основании можно делать вывод о том, что семья не ощущает поддержки социальных образовательных институтов в деле воспитания детей.
Чуть больше 4% среди всех опрошенных составляют «воспитательные нигилисты» - те, кто считает, что дети должны расти свободно и их воспитанием заниматься не нужно. Среди опрошенных мужчин таковых 6%, среди женщин – более трех. На самом деле это каждый 25-й опрошенный, что достаточно много для того, чтобы могло появиться поколение, не знающее родительской заботы и ответственности.
Ответы на этот же вопрос в зависимости от места жительства респондентов (см. Приложение №3, таблица №17) показывают, что различия по этому показателю между жителями различных населенных пунктов незначительны. Существенные различия обнаруживаются только по двум параметрам: в г. Красноярске родители существенно меньше жалуются на нехватку свободного времени; почти на 10% больше таких ответов дают жители малых городов. Очевидно, здесь хуже развита инфраструктура и уже слабее родственные связи (особенно это касается молодых городов, типа г. Шарыпово). Это подтверждает маргинальное положение жителей малых городов.
С другой стороны, в г. Красноярске существенно большее число родителей ощущает нехватку педагогических знаний – почти 15% против 7% в малых городах. Это может быть объяснено большим уровнем требований к родителям, которые предъявляет городская среда, и неготовностью родителей решать возникающие в новых социокультурных условиях воспитательные задачи. В селе же среда относительно стабильна, поэтому проблем с воспитанием детей возникает существенно меньше.
Проясняющим данную проблему является и вопрос о том (в исследовании 2004 года), кто в семье больше всего времени посвящает воспитанию детей (см. Приложение №3, таблица №18).
Из ответов на этот вопрос видно, что основным субъектом воспитания практически во всех семьях является мать (более половины вариантов ответов). Несколько меньше, чем в среднем по выборке, роль матери только в сельских семьях, за счет того, что здесь значительно выше роль бабушки как главного воспитателя – более 8% против 4% по всей выборке. Это говорит о том, что в селе все еще важна роль расширенной семьи, третьего поколения, в сохранении семьи и воспитании детей. И в селе также выше доля тех, кто считает, что обязанности по воспитанию несут все члены семьи в равной степени. В целом можно считать, что наиболее гармонично вопрос о субъектах воспитания решается в селе, наименее гармонично – в малом городе.
Анализируя ответы на вопрос об основных формах и направлениях воспитания детей в семье по данным исследования 2004г (см. Приложение №3, таблица №19), видно, что самая распространенная форма воспитания – почти у 40% ответивших – контроль за поведением ребенка дома, в школе и на улице. При этом отмечается довольно существенная разница между городскими и сельскими жителями: в г. Красноярске контроль является основной формой воспитания у 33% родителей, тогда как в селе – почти на 10% больше – почти у 43% опрошенных.
Вторая по распространенности форма воспитания – 16,92% - прогулки с детьми; при этом, если в г. Красноярске эту форму воспитания отметили более 21% опрошенных, то в малых городах и селе – чуть более 11% (скорее всего, это относится к родителям детей-дошкольников, но нуждается в дополнительной проверке и уточнении). В малых городах второе место занимает «помощь в приготовлении уроков», а в селе – «обучение трудовым навыкам».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.