Военная доктрина РФ и её взаимосвязь с военной наукой и военным искусством, страница 18

поиск новых и выявление более эффективных форм и способов подготовки ВС, их участия в военных конфликтах и ведения вооруженной борьбы.

Занимая руководящее положение и по отношению к военному искусству, практика которого относится непосредственно к военному командованию, штабам и войскам, военная доктрина определяет:

возможные виды военных конфликтов;

характер и формы участия в них ВС и ДВ, а также их взаимодействия;

пространственные и временные масштабы военных конфликтов и вооруженной борьбы в них;

допускаемые для применения виды вооружения; специфические особенности отдельных военных конфликтов и ограничения, налагаемые на действия ВС и ДВ условиями обстановки в них.

Военная доктрина, военная наука и военное искусство опираются на: 1)        1) практику деятельности ВС и ДВ в мирное время - на организационные мероприятия и на действия на учениях, военных играх и др. мероприятиях по планам стратегической, оперативной, тактической и боевой подготовки;

2) результаты опытных учений, исследовательских военных игр и мероприятий, проводимых специально для проверки и отработки новых положений;  

3) опыт войн и военных конфликтов.

Военная наука развивается, хотя и в соответствии с направлениями и требованиями, определяемыми военной доктриной, но по собственным  (свойственным и присущим ей) законам. Установки и ориентация военной доктрины предопределяют работу военной науки в двух планах:

разработка совершенно конкретных целенаправленных военных проблем и задач, указываемых руководством;

ведение самостоятельного опережающего широкого поиска новых проблем, а также средств и способов вооруженной борьбы на основе новейших научных открытий и ориентирование военной доктрины на их своевременное внедрение в военное строительство и в уточнение военных взглядов и соответствующих положений военной доктрины.

Результаты научных исследований и обобщения практического   опыта войск, выводы из них и рекомендации являются ТЕОРЕТИЧЕСКИМ ФУНДАМЕНТОМ, на котором должны основываться все намерения, решения и планы по обеспечению военной безопасности государства. Однако военная наука и практика войск являются лишь рекомендательными, а не законодательными, директивными или  исполнительными структурами. Поэтому они не обладают юридическими правами никому предписывать их исполнение. Этого и не должно быть.

Даже при самом тесном взаимодействии с руководством, работая в заданных им направлениях и при заданной им  постановке проблем и вопросов, при максимально возможной степени осведомлённости в его взглядах и намерениях, военная наука просто не может и не должна брать на себя функцию превращения научных рекомендаций в исполнительные решения, планы  и директивы. Получаемые военной наукой результаты, выводы из них и выдаваемые ею научные рекомендации обязательны к учету, но не обязательны к безоговорочным принятию и реализации в военной доктрине. Она не всегда следует и должна следовать всем рекомендациям военной науки. Это может происходить и происходит как по объективным, так и по субъективным причинам, характеризуя уровень, результативность и пользу военной науки.

Одна из причин состоит в том, что некоторые даже строго обоснованные с научной и в целом с военной точки зрения выводы и рекомендации военной науки выглядят иначе с государственной точки зрения, когда учитываются и такие факторы, моменты и обстоятельства, которые военная наука не учитывала и в полной мере не могла учитывать как в силу отсутствия в её распоряжении необходимых сведений, так и при их наличии в силу профессиональной некомпетентности в государственных делах. Из-за этого некоторые научные выводы и рекомендации, интересные теоретически и даже выгодные с чисто военной точки зрения или полезные в качестве справочных, не могут приниматься для реализации по политическим и экономическим государственным соображениям либо в данный момент, либо вообще.