Влияние мотивации учения на склонность младших школьников к девиантному поведению

Страницы работы

Содержание работы

ДОКЛАД

Уважаемые председатель, члены аттестационной комиссии и коллеги.

Разрешите представить дипломную работу на тему - влияние мотивации учения на склонность младших школьников к девиантному поведению.

Рассматривая младший школьный возраст в целостной системе возрастных периодов и переходов, можно говорить о его специфике как о завершении одного из этапов личностного становления. Этот возраст характеризуется сменой ведущей деятельности, ребенок находится в новой системе отношений.  На смену игровой ведущей деятельности приходит новая деятельность – учебная. Школа в этом возрасте начинает играть большую роль в становлении ребенка как личности. К сожалению, так уж сложилось в нашем обществе, что школа не всегда удовлетворяет  ожиданиям и потребностям ребенка,  не формирует должным образом интереса к содержанию учения, к его процессу. У ребенка снижается положительное отношение к школе, он начинает тяготиться учебными обязанностями, учение как процесс не приносит удовлетворения. Все это может служить предпосылкой для формирования девиантных форм поведения. Девиантное, отклоняющееся, поведение вызывает живой интерес у психологов, врачей, педагогов, работников правоохранительных органов, социологов, философов. Тема отклоняющегося поведения носит междисциплинарный и дискуссионный характер.

  Проблема девиантного поведения понимаемое как нарушение социальных норм в младшем школьном возрасте изучена мало. Анализ литературы показывает, что в большинстве монографий и учебников отсутствует информация о формах девиантного поведения в этом возрасте. В последнее время психиатры и детские психологи все чаще стали говорить о проблеме отклоняющего поведения младших школьников. Все вышесказанное указывает на актуальность данной тематики для научного изучения.

В связи с этим целью работы является изучение влияния уровня мотивации учения на склонность детей младшего школьного возраста к девиантным формам поведения.

Объект работы: младшие школьники, демонстрирующие признаки девиантного поведения.

Предмет работы: мотивация учения у младших школьников со склонностью к  девиантному поведению.

Реализовывалась данная цель через ряд задач:

1.  Изучить и проанализировать литературу, раскрывающую основные концептуальные понятия данной дипломной работы.

2.  Подобрать адекватный психодиагностический материал для проведения исследования.

3.  Провести исследование мотивации учения и склонности к девиантному поведению у младших школьников.

4.  Проанализировать полученный материал и сформулировать выводы по работе.

Гипотеза исследования: высокий уровень мотивации будет являться фактором сдерживающим склонность к  девиантному поведению, а низкий уровень мотивации учения будет являться фактором, усиливающим склонность к  девиантному поведению.

В ходе исследования нами была поставлена еще одна эмпирическая гипотеза: у детей, обучающихся по  традиционной программе будут чаще встречаться девиантные формы поведения, чем у детей, обучающихся по программе развивающего обучения, т.е. форма обучения будет влиять на связь мотивации учения на склонность к девиантному поведению.

Исследование проводилось на базе  двух школ. В результате, выборка составила 148 учеников младших классов, из которых 88 человек  –это ученики школы с традиционной формой обучения (ученики 2 и 3 классов – 42 и 46) и 60 – ученики школы с развивающей формой обучения (2 и 3 классы – 34 и 26). Исследование осуществлялось  в первой половине дня, с 10.03.2005 по 10. 04.2005.

  Методы исследования:

1.Наблюдение.

2.Метод экспертных оценок

 3.Методика на определение уровня мотивации учения.

В ходе исследования мы:

1.  Определили, что такое девиантное поведение.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Доклады
Размер файла:
72 Kb
Скачали:
0