ДОКЛАД
Уважаемые председатель, члены аттестационной комиссии и коллеги.
Разрешите представить дипломную работу на тему - влияние мотивации учения на склонность младших школьников к девиантному поведению.
Рассматривая младший школьный возраст в целостной системе возрастных периодов и переходов, можно говорить о его специфике как о завершении одного из этапов личностного становления. Этот возраст характеризуется сменой ведущей деятельности, ребенок находится в новой системе отношений. На смену игровой ведущей деятельности приходит новая деятельность – учебная. Школа в этом возрасте начинает играть большую роль в становлении ребенка как личности. К сожалению, так уж сложилось в нашем обществе, что школа не всегда удовлетворяет ожиданиям и потребностям ребенка, не формирует должным образом интереса к содержанию учения, к его процессу. У ребенка снижается положительное отношение к школе, он начинает тяготиться учебными обязанностями, учение как процесс не приносит удовлетворения. Все это может служить предпосылкой для формирования девиантных форм поведения. Девиантное, отклоняющееся, поведение вызывает живой интерес у психологов, врачей, педагогов, работников правоохранительных органов, социологов, философов. Тема отклоняющегося поведения носит междисциплинарный и дискуссионный характер.
Проблема девиантного поведения понимаемое как нарушение социальных норм в младшем школьном возрасте изучена мало. Анализ литературы показывает, что в большинстве монографий и учебников отсутствует информация о формах девиантного поведения в этом возрасте. В последнее время психиатры и детские психологи все чаще стали говорить о проблеме отклоняющего поведения младших школьников. Все вышесказанное указывает на актуальность данной тематики для научного изучения.
В связи с этим целью работы является изучение влияния уровня мотивации учения на склонность детей младшего школьного возраста к девиантным формам поведения.
Объект работы: младшие школьники, демонстрирующие признаки девиантного поведения.
Предмет работы: мотивация учения у младших школьников со склонностью к девиантному поведению.
Реализовывалась данная цель через ряд задач:
1. Изучить и проанализировать литературу, раскрывающую основные концептуальные понятия данной дипломной работы.
2. Подобрать адекватный психодиагностический материал для проведения исследования.
3. Провести исследование мотивации учения и склонности к девиантному поведению у младших школьников.
4. Проанализировать полученный материал и сформулировать выводы по работе.
Гипотеза исследования: высокий уровень мотивации будет являться фактором сдерживающим склонность к девиантному поведению, а низкий уровень мотивации учения будет являться фактором, усиливающим склонность к девиантному поведению.
В ходе исследования нами была поставлена еще одна эмпирическая гипотеза: у детей, обучающихся по традиционной программе будут чаще встречаться девиантные формы поведения, чем у детей, обучающихся по программе развивающего обучения, т.е. форма обучения будет влиять на связь мотивации учения на склонность к девиантному поведению.
Исследование проводилось на базе двух школ. В результате, выборка составила 148 учеников младших классов, из которых 88 человек –это ученики школы с традиционной формой обучения (ученики 2 и 3 классов – 42 и 46) и 60 – ученики школы с развивающей формой обучения (2 и 3 классы – 34 и 26). Исследование осуществлялось в первой половине дня, с 10.03.2005 по 10. 04.2005.
Методы исследования:
1.Наблюдение.
2.Метод экспертных оценок
3.Методика на определение уровня мотивации учения.
В ходе исследования мы:
1. Определили, что такое девиантное поведение.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.