Тема дипломной работы:
“Влияние типа родительского отношения на уровень агрессивности младшего школьника”.
В данной работе мы придерживаемся некой интеграции фрустрационной теории и теории социального научения. То есть агрессивное поведение родителей является моделью для формирования агрессивного поведения детей. И при этом родители, их отношение к ребёнку, являются причиной фрустрации у детей, выходом из которой является агрессия.
Гипотеза : Преобладание непродуктивного типа родительского отношения ведёт к повышению уровня агрессивности ребёнка младшего школьного возраста.
Объект исследования: проявления агрессивности у младших школьников.
Предмет исследования: Влияние типа родительского отношения на формирование агрессивности у ребенка младшего школьного возраста.
Цель исследования: Показать взаимосвязь типа родительского отношения и уровня агрессивности ребёнка.
Задачи исследования:
Показать зависимость уровня агрессивности младшего школьника от преобладания непродуктивных типов родительских отношений, таких как «авторитарная гиперсоциализация» и «инфантилизация».
Методы исследования:
· опрос,
· проективные методики,
· анкетирование.
Основные понятия, используемые в дипломной работе:
Агрессия – это совокупность определённых действий, причиняющих ущерб другому объекту [41].
Агрессивность– это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Агрессивность включает в себя и социально-перцептивный компонент, заключающийся в готовности (склонности) воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное (потенциально агрессивное восприятие) [41].
Родительское отношение – система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков[29].
Под типом родительского отношения в данной работе понимается один из пяти типов родительского отношения (по типологии Варга-Столина).
А.Л. Варга и В.В. Столин выделили пять основных типов родительского отношения [29]:
·Принятие-отвержение; ·Кооперация; ·Симбиоз; ·Авторитарная гиперсоциализация; ·Инфантилизация («маленький неудачник») (см. словарь, приложение 1 с.66)
В чистом виде выделенные типы родительского отношения практически не встречаются, чаще всего элементы каждого из них прослеживаются в большей или меньшей степени, но один из типов всегда преобладает.
Под непродуктивными типами родительского отношения в данной работе подразумеваются «авторитарная гиперсоциализация» и «инфантилизация». Кроме того, можно было бы отнести к непродуктивным полюс «отвержение» (тип «принятие-отвержение»), но в данном случае из-за дополнительной сложности, которую представляет разнесение полюсов, этот тип не учитывался.
При проведении исследования:
были использованы следующие методики:
· опросник Басса-Дарки,
· тест–опросник родительского отношения (ОРО),
· проективная методика «Несуществующее животное» (РНЖ),
· проективная методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС).
Исследование проводилось на базе школы № 96 г. Железногорска в период с 24 февраля 2004 года по 23 апреля 2004 года.
В исследовании участвовали 28 детей (ученики вторых классов) и 28 родителей.
Приложение 7
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.