О Т З Ы В
на дипломную работу Лих О.Э. “Возможности модельного опосредствования в разных возрастах (у детей младшего школьного, подросткового и юношеского возраста)”
Дипломная работа Лих О.Э. посвящена исследованию возможностей модельного опосредствования у детей младшего школьного, подросткового и юношеского возраста.
Актуальность данной работы связана с изучением вопроса о возможностях модельного опосредствования управляющего типа действий. Предстояло определить, доступен ли такой тип модельного опосредствования, при котором учащиеся начинают удерживать действительность управления процессами изменения вещей и действий. В этом состоит научная новизна проведенного исследования.
Теоретическая значимость состоит в том, что в данной работе исследуется новый аспект моделирования - управляющая функция модели.
Оригинальным представляется замысел и содержание экспериментальной методики, в которой присутствуют два вида знаковых средств (динамическая модель и «бессмысленные слова»), позволяющих удерживать соотношение между двумя рядами действий: действий по преобразованию вещи и действий по преобразованию отношений между вещами.
Особого внимания заслуживают полученные автором результаты, свидетельствующие о том, что с помощью управляющей модели ребенок не только удерживает и различает два типа преобразований, но и выходит на исследование границ данного средства, а именно конструирует новые задачи, которые невозможно решить с помощью управляющей модели.
Новой и интересной представляется проба введения компьютерной программы наряду с «реальным, вещным» аналогом экспериментальной методики. К пожеланиям на будущее можно отнести дальнейшее создание компьютерной программы, задающей полноту управляющей модели.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанный автором новый вид моделей можно вводить в практику обучения. Управление и исследование процессами изменений объектов и действий с помощью динамической модели открывает новые возможности в развитии мышления и понимания у школьников.
Результаты исследования представляют несомненно как теоретическую, так и практическую ценность.
В теоретической проработке темы исследования, в разработке экспериментальной программы исследований и ее реализации Лих О.Э. проявила большую самостоятельность. Автора отличала высокая заинтересованность в разработке достаточно сложной теоретической проблемы, тщательность при проведении формирующего эксперимента, основательность в обработке и интерпретации большого количества полученных данных.
Следует отметить высокий творческий потенциал Лих О.Э., ее квалификацию как психолога-исследователя при проведении формирующего эксперимента. Дипломная работа Лих О.Э. соответствует всем требованиям, предъявляемым к квалификационной работе и заслуживает оценки «отлично».
Руководитель лаборатории ИППР,
кандидат психологических наук Островерх О.С.
7 июня 2006 года
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.