Для подтверждения или опровержения другой части нашей гипотезы о высоком уровне мотивации мы применили ту же процедуру, а именно ранговую корреляцию Спирмену. Получили: что не существует корреляционной связи, а это значит, мотивация учения является фактором препятствующим развитию девиантных форм поведения.
1) для вторых и третьих классов школы с традиционной формой обучения значение r= 0,3. это значение не достигло статистической значимости. Мы вводим допущение к работе: если два фактора не связаны между собой, то один из них является фактором препятствующим развитие другого, т.е. если между мотивацией учения и склонностью к девиантному поведению не существует корреляционной связи, то это значит, мотивация учения является фактором препятствующим развитию девиантных форм поведения.
2) для вторых и третьих классов с развивающей формой обучения значение r= 0,3, это значение не достигло статистической значимости. Это значит, что не существует корреляционной связи между высоким уровнем мотивации учения и склонностью к девиантным формам поведения, т.е. мы можем сделать вывод о том, В результате, мы можем заключить, что наше предположение о том, что высокий уровень мотивации будет являться фактором сдерживающим склонность к девиантному поведению, а низкий уровень мотивации будет являться фактором усиливающим склонность к девиантному поведению является доказанной. Гипотеза подтвердилась.
4. Выводы. Таким образом:
1) Гипотеза о взаимосвязи мотивации учения и склонностью к девиантному поведению достигла своей статистической значимости. В классах с развивающей формой обучения и в традиционных классах не существует корреляционной связи между высоким уровнем мотивации учения и склонностью к девиантным формам поведения. Это означает, что Высокий уровень мотивации учения является фактором сдерживающим девиантные формы, т.е. при высоком уровне мотивации учения не происходит увеличения девиантных форм поведения. При низком же уровне мотивации учения существует корреляционная связь между низким уровнем мотивации учения и склонностью к девиантному поведению, чем больше у ребенка выражена низкая мотивация учения, Если у ребенка выражена низкая мотивация учения, то в большей степени выражена склонность к девиантным формам поведения, но для разных форм обучения она разная, т.е. форма обучения ребенка является определяющей для формирования причинно- следственной связи изучаемых феноменов.
В классах с традиционной формой обучения уровень мотивации учения является причиной формирования склонности к девиантным формам поведения. Это можно объяснить так, в традиционной школе система образования сама формирует у детей склонность к девиантному поведению. Тогда как, в классах развивающего обучения закономерность обратная, т.е. склонность ребенка демонстрировать девиантные формы поведения приводит к снижению мотивации учения. Данное утверждение можно прокомментировать так: в классах с развивающей формой обучения сама система образования построена таким образом, что в какой то степени препятствует у ребенка развитие девиантных форм поведения. Акцент в такой школе делается не на оценку, а на усвоение знаний ребенком.
Подводя итог можно сказать, что гипотеза работы нашла свое статистическое подтверждение: действительно высокий уровень мотивации учения является фактором сдерживающим девиантные формы поведения, тогда как низкий уровень усиливает склонность к девиантному поведению.
2) Эмпирическая гипотеза о формах обучения не подтвердилась. Нами было установлено, что форма обучения ребенка (развивающие классы или традиционная форма обучения) не являются определяющими для формирования склонности к девиантному поведению. Это может быть связано с тем, что так называемая школа с развивающей формой обучения на самом деле не является таковой и для этого надо верифицировать ее и провести дополнительные проверки на соответствие. Но это не входило в рамки нашего исследования.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.