Маркетинг позволяет понять, каким образом предприятие должно организовать процесс сбыта своей продукции, как надо проводить кампанию по продвижению на рынке новых изделий, строить стратегию рекламы и т.п. Маркетинг позволяет рассчитать различные варианты эффективности затрат на производство и реализацию изделий и услуг, определить, какие виды продукции, проданные какому потребителю и в каком регионе, принесут наибольшую отдачу на каждый рубль, вложенный в производство, транспортировку, хранение, рекламу, сбыт.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что маркетинг представляет собой комплекс мероприятий по исследованию всех вопросов, связанных с процессом реализации продукции предприятия. Сюда входят:
· исследование конъюнктуры рынка сбыта продукции;
· изучение потребителей и определение того сегмента, который является наиболее предпочтительным для предприятия;
· изучение конкурентов, выпускаемой ими продукции, определение форм и уровня конкуренции;
· определение цен на продукцию;
· определение наиболее эффективных способов продвижения товаров на рынке, проведение рекламной кампании;
· анализ форм и каналов сбыта (реализации) продукции.
Оценка рынка сбыта.
Буквально до прошлого года российская трубная промышленность считалась в металлургической отрасли чем-то вроде вспомогательного производства. Однако в последнее время трубники оказались в центре внимания в отечественных металлургических кругах, причины - высокие цены на нефть и газ, рост доходов компаний ТЭКа и, как следствие, растущая потребность в трубах. Правительство выдворяет с российского рынка украинских трубников, ГАЗПРОМ готов покупать трубы на российском рынке, если они удовлетворяют требованиям. Производство труб «большой российской семерки» растёт, рост производства труб, появление новых рынков сбыта.
В 1985-1990 годах производство труб было стабильным и основывалось на внутреннем спросе. Российское потребление составляло 3000-3400 тыс. т. в год. Данный спрос покрывался за счёт внутреннего производства труб в России (2400 тыс.т) и на Украине (1000 тыс.т.). Резкое снижение внутреннего спроса на трубы в период с 1990 по 1995 гг. было обусловлено экономическим кризисом, произошедшим после распада СССР, увеличением внутренних цен до международного уровня, слабой конкурентоспособностью российской промышленности. Признаки стабилизации появились лишь в 1996-1997 гг., когда улучшилось состояние промышленного производства. Однако тенденция роста не была стабильной и в 1998 году объём потребления труб практически не изменился. В 1999-2000 гг. на фоне общего экономического подъёма промышленности произошло резкое увеличение внутреннего спроса на трубы: c 3500 тыс.т. в 1998 г. до 3800 тыс. т. в 1999 г. и до 4000 тыс.т. в 2000 г. По сравнению с 2000 г. ожидается, что спрос на трубы вырастет на 1,5-2% в 2001 г. и на 17-18% в 2005 г., а его потребление составит 4080 тыс.т. и 6900 тыс.т. соответственно.
Сегмент рынка - это особым образом выделенная часть рынка, группа потребителей, товаров или предприятий, которые имеют некоторые общие признаки. Сегментация рынка является важнейшим инструментом маркетинга. От того, насколько правильно выбран сегмент рынка, во многом зависит успех фирмы в конкурентной борьбе.
Сегментация российкого рынка труб (по состоянию на 2000-2001 гг.).
Потребители труб |
Потребление, % |
Газпром |
25 |
Транснефть |
10 |
Лукойл |
15 |
Сургутнефтегаз |
11 |
Сибнефть |
9 |
Славнефть |
14 |
Юкос |
10 |
ВАЗ |
6 |
ВСЕГО |
100 |
Из приведенной таблицы видно, что основным потребителем продукции ОАО “ЧТПЗ” является Газпром. ЧТПЗ стал первым реальным конкурентом зарубежных компаний на российском рынке магистральных труб большого диаметра, в первую очередь для украинских заводов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.