При коммутации возникают электромагнитные колебания с частотой в несколько тысяч герц. Эти колебания вызывают радиопомехи, затрудняющие работу радиотехнической аппаратуры. Для борьбы с помехами обмотку дополнительных полюсов ОДП разбивают на две части, которые подсоединяют к щеткам разной полярности (рис. 44.17). Для шунтировки высокочастотных колебаний между выводами обмотки и корпусом машины включают" конденсаторы.
Рис. 44.17. Схема для подавления радиопомех
Коммутационная реакция якоря
Токи, протекающие в коммутируемых секциях, могут оказывать влияние на магнитное поле возбуждения. Проявление воздействия этих токов зависит от характера протекания коммутационного процесса.
При прямолинейной коммутации коммутируемые секции не будут оказывать влияния на поле возбуждения, так как первую половину периода коммутации ток в них имеет одно направление, а вторую половину — другое. Среднее значение этого тока равно нулю.
При замедленной коммутации ток в секции можно представить в виде двух составляющих: тока прямолинейной коммутации iПP и добавочного тока iД:
Первая составляющая, как было показано, не оказывает воздействия на поле возбуждения. Добавочный ток в течение всего периода коммутации имеет одинаковое направление, которое при еP>еK будет совпадать с направлением реактивной ЭДС. Как следует из рис. 44.13, этот ток будет создавать МДС и поток коммутируемой секции ФK,C, направленные навстречу потоку возбуждения в генераторном режиме работы машины и согласно в двигательном режиме.
При ускоренной коммутации Поскольку в этом случае ток iД меняет направление (еK>еP), картина будет обратной: в генераторном режиме МДС и поток, созданные этим током, будут направлены согласно с МДС и потоком возбуждения, а в двигательном — встречно.
Влияние коммутируемых секций на поле возбуждения носит название коммутационной реакции якоря. В обычных условиях коммутационная реакция якоря невелика и оказывает незначительное влияние на поток возбуждения.
Проявление ее усиливается при больших токах якоря (например, при коротком замыкании) или при малых токах возбуждения (при ослаблении поля).
Особенности коммутации машин, работающих от выпрямителей и в переходных режимах
В последнее время широко применяется питание двигателей постоянного тока от выпрямительных установок. В этом случае ток в цепи якоря носит пульсирующий характер (рис. 44.18). Его можно представить в виде суммы постоянной и переменной составляющих. Постоянная составляющая пульсирующего тока является его средним значением ICP. Переменная составляющая тока — несинусоидальная и может быть заменена суммой гармонических составляющих (в практике обычно учитывают только основную гармонику переменной составляющей). Частота и амплитуда этой гармоники определяются схемой выпрямления и параметрами цепи якоря.
При протекании в цепи якоря пульсирующего тока могут возникнуть осложнения в коммутационном процессе, что приводит к искрению щеток.
Рис. 44.18. Форма кривой тока якоря при питании машины от выпрямителей |
Рис. 44.19. Образование трансформаторной ЭДС в коммутируемой секции |
Коммутация постоянной составляющей тока происходит обычным изложенным выше образом. Осложнения возникают с коммутацией переменной составляющей и имеют следующие причины. Переменная составляющая тока вызывает появление переменных составляющих реактивной и коммутирующей ЭДС в коммутируемой секции. Коммутирующая ЭДС наводится в секции переменной составляющей потока дополнительного полюса. Если сердечник дополнительного полюса и ярмо статора выполнены массивными, то переменная составляющая потока будет наводить в них вихревые токи, которые вызывают демпфирование этого потока и сдвиг его фазы по отношению к току и МДС дополнительных полюсов. В результате этого переменная составляющая коммутирующей ЭДС EK~ не будет находиться в противофазе с переменной составляющей реактивной ЭДС ЕР~, и их геометрическая сумма не будет равна нулю. Таким образом, из-за вихревых токов, индуцируемых в массивных сердечниках дополнительных полюсов и ярме, нарушаются условия компенсации реактивной ЭДС.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.