Это нарушение тем сильнее, чем больше будут вихревые токи, которые увеличиваются с возрастанием размеров указанных частей магнитопровода. В некоторых случаях по этой причине переменная составляющая коммутирующего потока может изменить направление («опрокидывание» поля), в результате чего коммутирующая ЭДС и реактивная ЭДС совпадут по фазе и сложатся. На сдвиг коммутирующего потока существенное влияние оказывают потоки рассеяния дополнительных полюсов.
Если обмотка возбуждения главных полюсов также питается от выпрямителей, то за счет переменной составляющей тока возбуждения будет происходить пульсация потока этих полюсов. В этом случае коммутируемую секцию можно рассматривать как вторичную обмотку трансформатора, у которого обмотка возбуждения главных полюсов является первичной обмоткой (рис. 44.19). Вследствие пульсации потока в коммутируемой секции наводится ЭДС, которая называется трансформаторной. Значение 1-й гармоники этой ЭДС определяется по формуле
где f и Ф~ — частота и амплитуда 1-й гармоники переменной составляющей потока главных полюсов.
ЭДС ET~ отстает от потока Ф~ на угол 90° и в коммутируемой секции ничем не компенсируется. Из сказанного следует, что при питании двигателя от выпрямителей в коммутируемой секции появляется в общем случае не скомпенсированная ЭДС :
Эта ЭДС вызовет появление тока в коммутируемой секции. Если ток превысит определенный предел, то при завершении коммутации, когда происходит разрыв этого тока, появится искрение щеток.
Установлено, что работа машины в коммутационном отношении будет протекать удовлетворительно, если сумма не скомпенсированных ЭДС, вызванных постоянной и переменной составляющими пульсирующего тока, не превышает 0,5—0,7 В.
Осложнения в коммутации машин постоянного тока возникают также в переходных режимах. Это будет наблюдаться при питании двигателей как от выпрямителей, так и от источника постоянного тока.
В переходных режимах происходит резкое изменение тока в цепи якоря. Скорость изменения тока якоря dia/dt доходит до 10—15 номинальных токов в секунду. При такой скорости магнитный поток дополнительных полюсов не успевает следовать за изменением тока. Замедление нарастания потока происходит из-за демпфирующего действия вихревых токов, индуцируемых в массивных сердечниках дополнительных полюсов и ярме статора. Вследствие отставания магнитного потока реактивная ЭДС EP не уравновешивается ЭДС ЕK, и во время быстрого изменения тока возникает интенсивное искрение щеток.
Кроме того, в переходных режимах наблюдаются толчки тока якоря, в несколько раз превышающие номинальное значение. При больших токах возрастает поток дополнительных полюсов, что может вызвать насыщение их магнитной цепи. В результате этого коммутирующая ЭДС не будет увеличиваться пропорционально току якоря, и, следовательно, не будет происходить в полной мере компенсация реактивной ЭДС, что также приведет к искрению щеток.
Для улучшения коммутации машин, предназначенных для работы от выпрямительных устройств или с часто повторяющимися переходными режимами, стараются уменьшить влияние вихревых токов. Для этого станину и сердечники дополнительных полюсов выполняют шихтованными, т. е. собирают из стальных листов толщиной 1 — 0,5 мм. Благодаря этому в несколько десятков раз увеличивается сопротивление вихревым токам. Уменьшению вихревых токов способствует увеличение числа полюсов машины, так как при этом уменьшаются поток полюса и, следовательно, размеры станины. Увеличение числа полюсов приводит также к уменьшению трансформаторной ЭДС.. Кроме того, применяют меры по уменьшению потоков рассеяния дополнительных полюсов, для чего, например, их обмотку располагают ближе к якорю.
Улучшение взаимной компенсации переменных составляющих реактивной и коммутирующей ЭДС в секции может быть достигнуто применением специальных схем питания обмоток дополнительных полюсов. Идея работы этих схем заключается в том, чтобы изменить в нужном направлении соотношение и угол сдвига переменных составляющих токов якоря и дополнительных полюсов.
В некоторых случаях улучшение коммутации двигателей, питаемых от выпрямительных устройств, достигается уменьшением переменной составляющей тока, для чего последовательно с якорем включается индуктивность, сглаживающая пульсации тока.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.