Рис. 44.13. К определению еBP в коммутируемой секции от поля по<-перечной реакции якоря в генераторном (а) и двигательном (б) режимах
Применив правило правой руки, можно установить, что для того чтобы коммутирующая ЭДС, которая изведется в секции, имела направление, противоположное реактивной ЭДС, щетки следует сместить с геометрической нейтрали ГН по направлению вращения якоря у генераторов и против направления вращения у двигателей.
Рис. 44.14. Создание коммутирующего поля путем сдвига щеток с геометрической нейтрали |
Рис. 44.15. Дополнительные полюсы |
В этом можно убедиться, рассмотрев рис. 44.14, где отдельно от якоря показаны проводники коммутируемой секции и направление индуктируемых в них ЭДС при генераторном Г и двигательном Д режимах работы машины. Верхние значки внутри проводников указывают направление реактивной ЭДС, а нижние — коммутирующей ЭДС.
Угол сдвига щеток устанавливается экспериментально до прекращения искрения щеток при определенном, неизменном токе якоря.
Рассматриваемый способ улучшения коммутации имеет существенный недостаток, заключающийся в том, что компенсацию реактивной ЭДС при неизменном положении щеток можно получить только для одного значения тока якоря. При других значениях тока якоря полной компенсации происходить не будет, так как реактивная ЭДС изменяется пропорционально току якоря (ЕP~А~Iа), в то время как магнитное поле главных полюсов, а следовательно, и коммутирующая ЭДС у большинства машин слабо зависят от тока якоря. Другой недостаток состоит в том, что этот способ нельзя применять для машин, работающих с изменением направления вращения.
2. Создание коммутирующего поля с помощью дополнительных полюсов. Наилучшим способом улучшения коммутации в машинах постоянного тока является установка дополнительных полюсов. В настоящее время дополнительные полюсы применяют во всех машинах мощностью свыше 1 кВт.
Дополнительные полюсы располагают между основными полюсами по линиям геометрических нейтралей (рис. 44.15). Щетки у машин с дополнительными полюсами также устанавливают на геометрической нейтрали. Число дополнительных полюсов обычно равно числу главных полюсов, и только у машин небольшой мощности число их иногда уменьшается в 2 раза.
Сердечники этих полюсов или выполняют массивными из стальной поковки, или собирают из отдельных листов электротехнической стали. В последнее время предпочтение отдается второму варианту выполнения сердечника.
Основным назначением дополнительных полюсов является улучшение коммутации машин постоянного тока путем создания коммутирующего поля. Это поле при вращении якоря наводит в коммутируемых секциях ЭДС еK, которая будет компенсировать реактивную ЭДС еP. При полной компенсации
Из (44.22) можно найти магнитную индукцию ВK, которую должны создавать дополнительные полюсы в воздушном зазоре:
где lδ, lД — расчетная длина машины и длина дополнительного полюса.
При таком значении индукции ВK коммутация в машине будет прямолинейной. Для того чтобы получить оптимальную (ускоренную) коммутацию, индукцию следует увеличить на 10-15 %, т.е. принять
Магнитное поле дополнительного полюса создается катушкой, расположенной на его сердечнике. Катушки соединяются между собой, образуя обмотку возбуждения дополнительных полюсов. Полюсы должны иметь чередующуюся полярность, которая должна быть согласована с полярностью главных полюсов. Полярность каждого из дополнительных полюсов выбирается так, чтобы наводимая его полем, ЭДС еK была направлена навстречу реактивной ЭДС.
Использовав правило правой руки, можно установить (см. рис. 44.13), что если машина работает в режиме генератора, то дополнительный полюс должен иметь полярность следующего за ним по направлению вращения якоря главного полюса. В двигателе полярность дополнительного полюса соответствует полярности предшествующего ему по направлению вращения якоря главного полюса. Поток дополнительных полюсов имеет встречное направление по отношению к потоку якоря Фq в зоне коммутации.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.