ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ
РАЗВИТИЮ РФ
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ МЕДИЦИНСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
«УТВЕРЖДАЮ»
Зав. кафедрой внутренних болезней лечебного факультета НГУ,
д.м.н., профессор_____________________ Г.С. Солдатова
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ
1. Название темы: «Врачебно-педагогические наблюдения во время занятий физкультурой и спортом».
2. Форма обучения: очная.
3. Цикл: «Лечебная физкультура и Врачебный контроль»
4. Контингент обучающихся: студенты 5 курса медицинского факультета.
5. Продолжительность темы: 2 учебных часа
6. Цель: ознакомить студентов с системой организации, задачами и содержанием врачебно-педагогического контроля.
7. Задачи: научить студентов проведать наблюдения во время занятий физкультурой и
спортом.
8. Код по унифицированной программе: 06101.
9. План изложения темы, последовательность её изложения:
1. Ознакомление с учебно-методической документацией.
2. Проверка распределения занимающихся по медицинским группам.
3. Проверка санитарно-гигиенических условий проведения занятий.
4. Проведение обследования до начала занятия.
5. Проведение хронометража.
6. Наблюдение за динамикой пульса, АД, ЖЕЛ, динамометрией, опрос о
самочувствии.
7. Анализ наблюдаемого занятия с вычерчиванием физиологической кривой.
10. Перечень оборудования инструктивной и регистрирующей документации, объектов
изучения: тонометр, фонендоскоп, секундомер, спирометр, динамометр
П. Методическое оснащение:
12. Краткое изложение материала в тезисном варианте:
Ознакомление с учебно-методической документацией преподавателя. Распределение учащихся по медицинским группам. Проверка санитарно-гигиенических условий проведения занятия. Проведение хронометража урока. Наблюдение за динамикой пульса, АД ЖЕЛ, динамометрией, опрос о самочувствии. Вычерчивание физиологической кривой урока. Определение его моторной плотности. Анализ наблюдаемого занятия.
ВПН
Задачи:
1. Изучение соответствия условий занятия основным гигиеническим нормам
2. Определение воздействия занятия на организм занимающегося, т.е. переносимости используемых нагрузок (соответствия нагрузки здоровью, подготовленности, возрастным и индивидуальным особенностям)
3. Определение уровня общей подготовленности и специальной тренированности.
4. Помощь преподавателю и тренеру в правильном планировании занятий, как в процессе физического воспитания, так и спортивной тренировки.
Санитарно-гигиенический надзор: здесь необходимо рассчитать площадь спортзала, описать характер искусственного и естественного освещения, отопления, измерить температуру воздуха; отразить в акте состояние пола, потолка, стен, характер вентиляции, как часто и каким образом производится уборка, в том числе важно обратить внимание на соответствие спортивных снарядов и оборудования спортзала требованиям по технике безопасности.
Ознакомление с учебно-методической документацией:
• Учебный журнал: регулярность и периодичность занятий по физической
культуре, распределение по медицинским группам
• Учебный план-график
• План-конспект урока, тренировочного занятия.
Проведение хронометража.
1. Перед началом урока заполнить общие данные о занятии и занимающихся.
2. Время начала и окончания урока отмечается по часам.
3. Время работы на уроке отмечается по секундомеру.
Делается это для определения плотности занятия. Различаются общая плотность и моторная плотность.
Для вычерчивания физиологической кривой урока определяют показатели либо пульса, либо частоты дыхания, артериальное давление, жизненную емкость легких и пр. у одного и того же физкультурника. Чаще ведут подсчет частоты сердечных сокращений, а другие показатели определяют до и после занятия, между частями урока.
Динамика физиологических параметров, полученных в результате наблюдений,
отображается графически.
При правильно проведенном занятии пульс, частота дыхания, жизненная емкость легких и артериальное давление постепенно повышаются к основной части занятия.
В основной части занятия физиологическая кривая имеет многовершинную форму.
В заключительной части занятия пульс, частота дыхания и артериальное давление постепенно снижаются.
Моторная плотность рассчитывается по времени, затраченному на выполнение физических упражнений - фактическому времени физической работы и выражается в процентах ко всему времени урока.
В протокол Врачебно-педагогических наблюдений также вносятся данные наблюдения за поведением спортсменов, изменение их внешнего вида, самочувствие после тренировки, общее утомление.
На основании полученных данных делается заключение о функциональном состоянии занимающихся, о соответствии используемых нагрузок уровню их физической подготовленности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.