В заключительную часть протокола вносятся замечания, выводы и предложения по организации и методике проведения занятия, эмоциональной окраске, оснащенности спортивного зала, профилактике спортивных травм и пр.
Ориентировочными показателями правильно проведенного занятия могут служить
следующие критерии:
Подготовительная часть
1. Продолжительность подготовительной части составляет около 20% времени тренировочного занятия и зависит от квалификации спортсмена; от условий
2. окружающей среды.
3. Плотность не менее 50%
4. К концу подготовительной части частота пульса должна увеличиться приблизительно до 150% от исходной величины.
Основная часть
1. Занимает по времени 2/3 продолжительности всего занятия. Физиологически целесообразная последовательность различных упражнений: после разминки переходят к разучиванию техники новых упражнений, а затем последовательно выполняют работу на скорость, силу и в заключение на выносливость.
2. Достаточность, но не чрезмерность физической нагрузки определяется:
· Сохранением работоспособности до конца основной части
· Энергичной реакцией пульса и артериального давления на физические упражнения и быстрым восстановлением их после окончания упражнения
· Сохранением жизненной емкости легких на уровне, имевшим место до начала занятий или незначительным падением её в пределах 100-200 см
· Наличием внешних признаков, характеризующих значительное, но не чрезмерное утомление.
3. Удовлетворенностью занимающихся проведенным уроком (спортивной тренировкой).
4. Организованностью и порядком в течение занятия.
5. Хорошо организованной «страховкой» и отсутствием спортивных травм.
6.
Заключительная часть
При оценке этой части занятия следует руководствоваться тем, что она направлена на
постепенное понижение величины и интенсивности физиологической нагрузки. Здесь используется | легкие циклические | движения: медленный бег, ходьба,
дыхательные упражнения.
В заключительной части урока (спортивной тренировки) кривая пульса не всегда
опускается к исходной величине.
При достаточной нагрузке на уроке физиологические сдвиги по окончании заключительной части должны быть не столько значительными, сколько стойкими.
Можно считать допустимым превышением пульса тотчас после урока по отношению к исходному (до занятия) в пределах 25-50%, а время его восстановления 1-2 часа.
Физиологическая оценка основных видов спорта.
Все виды Физических Упражнений можно распределить на определенные группы в зависимости от различных физиологических характеристик совершаемых движений.
I. Стандартные (стереотипные) движения (Двигательный динамический стереотип)
· Движения количественного значения (CGS) Результаты измеряются в единицах пространства, силы и времени (циклические и ациклические)
· Движения качественного значения (баллы)
II. Ситуационные (нестандартные движения)
Общей чертой для всех циклических движений является то, что выполняемая работа может характеризоваться разными мощностью и длительностью. Мощность линейно связана со скоростью передвижения W/t - обратная зависимость.
I max - работа совершается в анаэробных условиях
Потребность кислорода при такой N больше 40л в 1, а возможности системы транспорта кислорода даже у высокотренированных спортсменов не больше 5-6л, но кислород долг не велик. Поэтому кислородный запрос организма удовлетворяется лишь после окончания работы. Работа здесь обеспечивается за счёт энергии распада АТФ и КФ.
Процесс дыхания и кровообращения при max N усилены незначительно. Клетки ЦНС посылая предельно частые импульсы к работающим мышцам функционируют на пределе своих возможностей.
II. Submax - N работы вызывает max физиологические сдвиги в организме. Спортсмен финиширует в условиях max накопления молочной кислоты в мышцах и крови и max усиления функций дыхания и кровообращения при изменении рН в кислую сторону. Кислород долг очень велик. В крови возрастает напряжение СО2 и уменьшается напряжение О2. Кроме того, в крови в этот момент повышается осмотическое давление вследствие перехода Н2О из плазмы в мышцы и начавшегося интенсивного потоотделения. Работоспособность клеток ЦНС снижается.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.