Третья черта. Объектами наблюдения являются полная издержкоемкость товарных групп, т. е. все статьи и виды торговых расходов; частичная издержкоемкость, определяемая по нескольким статьям или даже по одной статье, например транспортные издержки, расходы на оплату труда, товарные потери; себестоимость отдельных торговых процессов, в частности перевозки, хранения, фасовки товаров.
Четвертая черта. Единицами наблюдения в оптовой и розничной торговле служат первичные самостоятельные в оперативно-хозяйственном отношении звенья (оптовое предприятие, уставный универмаг, крупный универсам и т.д.) и структурные подразделения, состоящие на внутреннем хозяйственном расчете (склад, магазин, распределительная база и др.). При выборке это позволяет дать более точную характеристику генеральной совокупности. Как неопровержимо доказывают экспериментальные материалы за ряд лет, индивидуальные потоварно-групповые уровни издержек по магазинам, входящим в состав одного торга, заметно отклоняются от средней, значительны дисперсия и коэффициент вариации, что объясняется различными экономическими и организационными условиями, в которых протекает торговая деятельность однотипных магазинов, подчиненных торгу. Стало быть, при таком изучении издержкоемкости на предприятиях и в торговых подразделениях, вошедших в выборочную совокупность, вариация признаков не затушевывается, не сглаживается, не усредняется.
Пятая черта. Она состоит в том, что издержки обращения делят на прямые и распределяемые. Прямые — это издержки, которые можно, оперируя данными, содержащимися в документах или бухгалтерских регистрах, связать с определенной товарной группой и непосредственно, не прибегая к каким-либо специальным расчетам, отнести на нее. Распределяемые — это издержки, которые невозможно или чрезвычайно трудно непосредственно разграничить между товарными группами, а потому на каждую из них расходы относят лишь после предварительного расчета.
Шестая черта. На товарные группы относят (прямо или путем распределения) расходы по каждой статье или субстатье в отдельности. Это хотя и усложняет вычисления, зато позволяет с большей точностью расчленить издержки между калькулируемыми объектами.
Седьмая черта. Способы и приемы распределения издержек по товарным группам адекватны конкретным условиям работы обследуемых торговых предприятий. В основе методики распределения расходов лежат два принципа: многовариантность его способов и приемов и многоступенчатая (многошаговая) локализация издержек.
Реальность и точность искомых величин во многом предопределяются правильным отбором признаков, или баз (ключей), вовлекаемых в распределительные операции. Какой-нибудь вид (статья, субстатья) расходов в одних случаях включают в себестоимость обращения групп товаров прямо, в других — распределяют, причем самыми различными способами. Решающую роль здесь играют конкретные условия работы предприятия. Таковы (применительно к розничной торговой сети), в частности, тип и специализация магазина; наличие отделов и секций, их товарный профиль; организация торгово-технологического процесса, степень его механизации (автоматизации); форма продажи товаров (традиционная, самообслуживание, с открытой выкладкой, по образцам, с доставкой на дом покупателю, через автоматы); продажа товаров населению в кредит; оказание дополнительных услуг покупателям; порядок расчета и уплаты наличных денег покупателями (в расчетном узле, на рабочем месте кассира или продавца); система оплаты труда работников; организационная форма бухгалтерского учета (централизованная бухгалтерия, централизация, децентрализация); уровень механизации (автоматизации) учетно-вычислительных работ.
Локализация — это постепенное ступенчатое деление общих расходов, порожденных обращением товаров нескольких групп, по разным основаниям (признакам) до тех пор, пока, наконец, расходы не будут разверстаны между группами.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.