1. Особенность отрасли торговли
Учетно-информационное обеспечение управления деятельностью торговых организаций направлено на поиск и мобилизацию резервов повышения ее эффективности. Научно обоснованная учетно-информационная база о расходах является основополагающим элементом в системе формирования показателей, характеризующих результативность предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов и их финансовую устойчивость. Роль такой информационной базы возрастает и обусловлена введением в учетную практику налогового учета.
Учет расходов на продажу — один из самых главных участков учетной работы торговой организации, а в условиях, когда актуальной задачей отечественной экономики является ресурсосбережение, — это важнейший инструмент управления предприятиями. Являясь важной информационной базой, учет расходов на продажу должен быть ориентирован на получение учетных данных о расходах для целей оперативного контроля и управления ими, и представлять реальную основу для формирования цен на внутреннем товарном рынке.
Организация учета расходов на продажу должна соответствовать технологическим особенностям деятельности торговых предприятий и обеспечивать текущий контроль за ними. Контрольно-аналитические функции учета расходов заключаются в обеспечении наглядности их формирования в соответствии с требованиями технологического процесса, а также в сравнении с установленными нормативами.
В основу организации учета расходов на продажу положена их классификация. Действующими Методическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию издержек производства и обращения в предприятиях торговли и общественного питания Республики Беларусь Министерства торговли Республики Беларусь установлена следующая номенклатура статей издержек:
1. Транспортные расходы, связанные с доставкой товаров в организации торговли и общественного питания.
2. Транспортные расходы по доставке товаров покупателям.
3. Расходы на оплату труда персонала.
4. Расходы по аренде (лизингу) основанных средств и нематериальных активов.
5. Расходы на содержание сооружений.
6. Амортизация основных средств и нематериальных активов.
7. Затраты и отчисления на ремонт основных средств.
8. Расходы на топливо, газ и электроэнергию для производственных нужд в организациях общественного питания.
9. Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров.
10. Расходы на торговую рекламу
11. Естественная убыль товаров при транспортировке, хранении и реализации в пределах норм, технологические отходы.
12. Налоги, отчисления и сборы, включаемые в издержки обращения (производства).
13. Расходы по обеспечению условий труда персонала
14. Расходы по управлению и функционированию торговой организации.
15. Прочие расходы
Так, в рекомендованной для отечественных торговых организаций Номенклатуре статей издержек производства и обращения не представлены отдельной позицией расходы на социальные нужды, которые являются неотъемлемой составной частью расходов. В соответствии с Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) в элементе затрат "Отчисления на социальные нужды" отражаются обязательные отчисления по установленным законодательством нормам в фонд социальной защиты населения и государственный фонд содействия занятости. Кроме того, к элементу "Прочие затраты" относятся страховые взносы по видам обязательного страхования; по добровольному имущественному страхованию и добровольному страхованию ответственности; по заключенным организациями-страхователями в пользу работающих у них по трудовым договорам физических лиц договорам добровольного страхования жизни, добровольного страхования дополнительной пенсии, договорам добровольного страхования медицинских расходов, по договорам добровольного страхования от несчастных случаев и болезней на время поездки за границу в служебные командировки. Однако в нем не находят отражения такие расходы предприятий как расходы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве.
Более того, действующей номенклатурой статей издержек предусмотрено отражение расходов по платежам в фонд социальной защиты населения и обязательных отчислений в фонд занятости в статье 12 "Налоги, отчисления и сборы, включаемые в издержки обращения". Такой подход не позволяет обеспечить определенное соответствие двух классификаций затрат: по элементам и статьям. Считаем, что обособление расходов на социальные нужды должно быть и поэлементным и постатейным.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.