Определение длины волны излучения гелий-неонового лазера с помощью дифракционной решетки. Определение размеров эритроцитов с помощью дифракции лазерного излучения на мазке крови, страница 3

Исходный уровень знаний должен включать в себя:

1.  Основы устройства и работы лазеров.

2.  Классификация лазеров.

3.  Гелий-неоновый лазер, рубиновый лазер, молекулярный лазер на двуокиси углерода (CO2-лазер).

4.  Биофизические основы действия лазерного излучения на организм. Использование низкоинтенсивных лазеров в медицине.

5.  Использование высокоинтенсивных лазеров в медицине. Лазерная хирургическая установка.

6.   Безопасность при эксплуатации лазерных установок.

В результате проведения занятия студент должен:

4)  Знать основные правила безопасности при работе с лазерными установками.

5)  Знать основные свойства лазерного излучения, являющиеся основой его использования в медицине.

6)  Знать основные формулы дифракции света на щели, малом объекте и дифракционной решетке.

В результате проведения занятия студент должен уметь определить длину волны излучения гелий-неонового лазера с помощью дифракционной решетки и оценить размеры эритроцитов в мазке крови с помощь излучения гелий-неонового лазера, уметь работать с лазерными установками с соблюдением техники безопасности.

2. МАТЕРИАЛЬНОЕ ОСНАЩЕНИЕ

Гелий-неоновый лазер, стандартная дифракционная решетка, экран, препарат высушенного мазка крови, измерительные линейки.

3. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗ СМЕЖНЫХ ДИСЦИПЛИН.

1. Состав крови и геометрические размеры эритроцитов в мазке крови. (биология).

4.  КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ.

1.  Дифракционная решетка. Условия главных максимумов для дифракционной решетки.

2.  Запишите формулы для определения длины волны лазера с помощью дифракционной решетки и размеров эритроцитов в мазке крови.

3.  Спонтанное и вынужденное излучение атомных систем.

4.  Какая среда называется активной (средой с инверсной заселенностью энергетических уровней)? Как происходит усиление света в активных средах?

5.  Основные устройства лазера. Укажите назначение резонатора в лазере.

6.  Основные свойства лазерного излучения.

7.  Виды лазеров.

8.  Применения низкоинтенсивных лазеров в медицине.

9.  Применения высокоинтенсивных лазеров в медицине.

10.  Биофизические основы действия лазерного излучения на ткани и органы.

11.  Техника безопасности при работе с лазерными установками

5. РАСЧЕТ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ.

№ п/п

Содержание

Расчет рабочего времени (мин.)

1.

Введение

5

2.

Теоретическая часть занятия (опрос по теме занятия)

30

3.

Практическая часть занятия:

80

1. Техника безопасности

2.Определение длины волны излучения гелий-неонового лазера с помощью дифракционной решетки.

Проверить правильность сборки установки по схеме. Включить лазер и получить на экране четкую дифракционную картину с максимумами не менее четвертого порядка.

Измерить расстояние b между решеткой и экраном и расстояние a между максимумами третьего и нулевого порядков пять раз. Результаты измерений занести в таблицу 1.

Оценить длину волны газового лазера. Рассчитать погрешность оценки и результаты вычислений занести в таблицу 1:

3. ДИФРАКЦИЯ НА ЭРИТРОЦИТЕ, НАБЛЮДАЕМАЯ С ПОМОЩЬЮ ГЕЛИЙ-НЕОНОВОГО ЛАЗЕРА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРА ЭРИТРОЦИТА.

Собрать установку по схеме.

Измерить пять раз радиус второго светлого кольца a2 и расстояние от пластины с мазком крови и экраном b. Результаты занести в таблицу 2:

Рассчитать период двумерной решетки d, оценить погрешность измерения.

Сравните полученную величину с известными размерами эритроцита. Оценить количество эритроцитов в 1 мм2.

4. Оформить отчет.

4.

Заключительная часть занятия: проверка отчета и защита работы

20