Доля рынка |
Отражает долю предприятия на данном рынке (с точки зрения количества клиентов, затраченных денежных средств или объема проданного товара) |
Расширение клиентской базы |
Оценивает в абсолютных или относительных единицах показатель, отражающий расширение клиентской базы |
Сохранение клиентской базы |
Оценивает в абсолютных или относительных единицах показатель, отражающий сохранение имеющейся клиентской базы |
Удовлетворение потребностей клиента |
Оценивает степень удовлетворенности клиентов по результатам опроса |
Прибыльность клиента |
Оценивает чистую прибыль от клиента или сегмента рынка, после того как осуществлены затраты на их поддержание |
Рис. 4. Причинно следственные связи ключевых показателей клиентской составляющей
Показатель доли рынка должен быть определен по каждому целевому сегменту в соответствии со стратегией компании. Данный показатель позволяет компании иметь ориентир, которому надо следовать при работе с целевыми потребителями в данной конкретной категории товаров и услуг. Показатель рыночной доли целевого сегмента уравновешивает чисто финансовые показатели. Если стратегией предусматривается работа с конкретной группой потребителей, то этот показатель показывает, насколько успешно она реализуется.
Сохранение клиентской базы
Сохранение клиентской базы – это наилучший путь для сохранения или увеличения своей доли на рынке. Компании, которые знают всех своих клиентов (например, промышленные компании, дистрибьюторы и оптовики, издатели периодической литературы, банки, компании телефонной связи) легко могут систематически оценивать состояние клиентской базы. Помимо этого, многие оценивают лояльность имеющихся клиентов при помощи такого показателя, как увеличение сделок с ними.
Компании, стремящиеся к расширению бизнеса, ставят цели по расширению клиентской базы в выбранном сегменте рынка. Критерием служит либо число новых потребителей, либо объем продаж новым потребителям в данном сегменте рынка. При оценке рекламной кампании показателем расширения клиентской базы может служить число откликнувшихся на нее потребителей. Также можно использовать коэффициент, представляющий отношение числа реальных новых клиентов и числа потенциальных потребителей, откликнувшихся на рекламную компанию.
Сохранение клиентской базы и ее расширение возможно только в случае удовлетворения запросов потребителей. Только когда потребитель доволен приобретенным товаром, можно рассчитывать на повторную покупку.
Для оценки этого показателя необходимо наладить обратную связь с потребителями целевого сегмента. В случае если число клиентов ограничено, собрать информацию с целевой группы клиентов не составляет большого труда. При большом количестве потребителей товаров или услуг (авиаперевозки, товары народного потребления, бытовая техника и д.р.) необходимо проводить опросы о степени удовлетворенности клиентов.
Прибыльность клиента
Успех в достижении первых четырех показателей не гарантирует прибыльность клиентов. Одним из способов максимального удовлетворения клиентов является продажа товаров и услуг по низким ценам. Показатели удовлетворенности и рыночная доля являются всего лишь средством достижения высоких результатов, поэтому целесообразно оценивать не только масштаб взаимоотношений с клиентами, но и прибыльность. Для компании важен не только довольный покупатель, но и прибыльный. Сложность применения данного показателя заключается в необходимости постановки управленческого учета позволяющего производить оценку прибыльности, как отдельного клиента, так и группы клиентов. Не все требования клиентов могут быть удовлетворены предприятием. Особенно трудновыполнимые запросы могут быть либо отклонены, либо удовлетворены за счет повышения цены.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.