Так как каждый постоянный клиент в компаниях - это стабильный источник дохода, то здесь особенно важным является выяснение причин потери постоянных клиентов. Бывает полезно выделить таких клиентов в отдельную группу «потерянные постоянные клиенты» и в течение определенного времени проводить мониторинг моделей поведения и мотивов представителей этой группы.
После указанной выше сегментации клиентов можно вводить показатели, отражающие регулярность контактов (звонков, посещений) с клиентами для каждой выделенной группы (табл.3).
Таблица3
Регулярность контактов с клиентами
Группа |
Потребность |
Регулярность контактов, тип контакта |
Потенциальные клиенты |
Условная потребность выше среднего |
Визит, не реже раз в месяц |
Условная потребность ниже среднего |
Звонок, не реже раз в месяц |
|
Реальные клиенты |
Визит, не реже 2 раза в месяц |
|
Постоянные клиенты |
Визит, не реже 1 раз в неделю |
В случае если данных критериев недостаточно, систему оценки можно усложнить, но необходимо помнить о том, что любое усложнение системы ведет к увеличению затрат.
Показатели этой составляющей ориентируют компанию на обеспечение сочетания интересов собственников (финансовые цели) и потребителей (ценность для клиента). Иными словами, внутренние бизнес-процессы компании должны быть выстроены таким образом, чтобы обеспечить максимальное предоставление ценности для клиентов с минимально возможными издержками. Точная настройка бизнес-процессов обеспечивает заданный уровень дифференциации продуктов и услуг для конкретного рыночного сегмента. Минимизация издержек за счет реинжиниринга позволяет достигать высокого уровня рентабельности. Цели и показатели данного раздела обычно формулируются после разработки финансовой и клиентской составляющих.
Потенциал компании обеспечивает достижение не только текущих целей, но и закладывает основы ее будущей конкурентоспособности. Уровень обучения и развития персонала во многих смыслах является ключевым для построения и эффективного использования ССП.
Базовая логика звучит следующим образом: если у вас есть компетентный персонал (уровень обучения и развития), делающий правильные вещи (уровень внутренних процессов), тогда клиент будет удовлетворен (уровень перспектив по клиентам), и компания достигнет стратегических финансовых целей (уровень финансовых перспектив). Акцент делается на активизацию инновационной составляющей компании, формирование компетенций персонала, рост его удовлетворенности и приверженности целям компании на базе новых моделей мотивации.
Осуществление целей поставленных в финансовой, клиентской и составляющей внутренних бизнес-процессов, зависит от возможностей компании, связанных с обучением и развитием персонала.
Цепь причинно-следственных связей является основным принципом построения ССП (рис. 5).
Рис. 5. Логика сбалансированной системы показателей
Таким образом, система сохраняет традиционные финансовые параметры и при этом использует систему оценок иных перспектив. Цели и показатели данной системы формулируются в зависимости от мировоззрения и стратегии конкретной компании. Для каждого уровня организационной структуры управления в систему включаются те показатели, которыми данный уровень оперирует в своей деятельности. Для топ-менеджера – это показатели прибыли и стоимости компании, эффективности использования капитала, эффективности инвестиций и т.д. На уровне руководителя производственной единицы – показатели операционных затрат, загрузки производственных мощностей, величины брака и т. п. Построение ССП осуществляется таким образом, чтобы задачи и показатели менеджеров более высокого уровня в интегрированном виде отражали задачи и показатели менеджеров более низкого уровня управления.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.