Реализация стратегии. Факторы и условия реализации стратегии. Система сбалансированных показателей, страница 2

Обычно на пути реализации стратегии возникает ряд проблем или барьеров, среди них:

– внутренние взаимоотношения в компании, а именно: конфликты целей на оперативном уровне, неправильное понимание линейными менеджерами общей стратегии компании, ограниченность кругозора и ответственности управленцев краткосрочными задачами на уровне своей компетенции; недостаточный авторитет руководителей, ответственных за реализацию стратегии;

– организационная структура компании, несоответствие структуры и системы менеджмента новой стратегии;

– стратегическая инерция (снижает готовность менеджмента компании воспринимать новые сигналы внешней среды и своевременно реагировать на них) и стереотипы (сложившиеся традиции ограничивают способность компании трансформировать модели и стратегии бизнеса);

– сопротивление намеченным изменениям  (отсутствие поддержки и/или открытое противодействие процессу реализации стратегии);

– сложившаяся корпоративная культура;

– слабое вовлечение персонала в процесс планирования и реализации стратегии: сла­бая информированность относительно конечных целей и последствий выполнения стратегии;

– недостаток знаний и компетенций сотрудников, что требует разработки программы обучения;

– недостаточное внимание к проблемам реализации стратегии: игнорирование возможных трудностей; слабая координация деятельности по реализации намеченных мероприятий; низкий уровень контроля стратегически важных показателей или неадекватная увязка стратегических и оперативных планов, систем планирования и контроля; заниженная оценка потребных ресурсов, неправильное их использование или противоречивое их распределение.

Таким образом, для успешной реализации стратегии необходимо провести анализ разрывов (gap-анализ) между стратегическими целями и намечаемыми инициативами с одной стороны и текущим состоянием бизнеса с другой стороны. Иными словами,  условием успешной реализации новой стратегии является ее соответствие корпоративной культуре, системе и структуре управления, компетенциям компании и ее персонала.

Основные факторы успешной реализации стратегии систематизированы на рис. 1.


 


Рис.1.  Факторы успешной реализации стратегии

Таким образом, сложность реализации стратегии связана с тем, она предполагает настройку (преобразование) структуры и системы управления, корпоративной культуры, а также развитие навыков и компетенций персонала в направлении реализации принятой стратегии. Соответственно, успешное выполнение стратегии определяется эффективным лидерством, способностью проводить преобразования в организации, умением мотивировать весь персонал на реализацию намеченных преобразований

Практика бизнеса подтверждает, что наиболее важным условием успешной реализации стратегии является стратегическое лидерство руководства компании. Лидерство является одной из величайших сил нематериального характера. Практически с каждой ведущей компанией мира, связано имя выдающегося лидера. Это Генри Форд (Ford Motors), Альфред Слоун (General Motors), Джек Уэлч (General Electric), Ли Якокка (Крайслер), Акио Морита (Sony), Томас Уотсон (IBM), Билл Гейтс (Microsoft) и многие другие выдающиеся менеджеры.

Отличительной особенностью лидерства на стратегическом уровне является то, что лидер берет на себя ответственность за долгосрочную конкурентоспособность всей компании, формируя видение будущего в широком контексте, определяя стратегические цели, направления и предпосылки роста. Задачей лидера является сделать реализацию стратегии ежедневной задачей каждого сотрудника, что требует развития системы внутрифирменных коммуникаций, обучения сотрудников и выстраивания системы мотивации, особенно важна мотивация команд, реализующих стратегические проекты. Подчеркнем, что в  XXI в. значение функции обучения увеличивается, при этом лидеры нового тысячелетия ориентируются на формирование культуры самообучения, в том числе на личном примере.