Диагностические и критериально-ориентированные тесты

Страницы работы

Содержание работы

Диагностические и критериально-ориентированные тесты.

         В отличие от рассмотренных тестов, основным типом которых являются батареи общих достижений и тесты достижений в конкретных областях, диагностические тесты используются при анализе сильных и слабых сторон индивида в изучении какого-то предмета, а также для выявления причин испытываемых при этом трудностей. Диагностические тесты весьма схожи с критериально-ориентированными. Хотя последние используются весьма широко, диагностика, разумеется, одна из главных их функций. Так же как и обычные диагностические, критериально-ориентированные тесты позволяют получить информацию о владении индивидом весьма специальными навыками и соотнести эти данные с задачами обучення. Почти вce опубликованные тесты, как диагностические, так и критериально-ориентированные, связаны или с чтением, или с математикой.

         Диагностические тесты. Принятые методики диагностики трудностей чтения весьма различаются по тщательности осуществляемого с их помощью анализа и по характеру проводимых при этом процедур: от групповых тестов с 2 — 3 субтестовыми показателями, позволяющими лишь выделить исследуемую функцию, до обширных клинических программ обследования индивидуальных случаев. Часть этих программ снабжена подробным списком специфических типов ошибок. В батареях для индивидуального тестирования может применяться и специальная аппаратура, такая, как тахистоскоп для контроля за скоростью восприятия печатного текста и установка для фотографирования движений глаз во время чтения.

         Слабым местом большей части диагностических тестов чтения является их недостаточная надежность, сочетающаяся с высокой взаимокорреляцией субтестов. Эти два обстоятельства особенно сказываются на коротких групповых тестах, понижая их диагностическую или различительную эффективность. Некоторые тесты вызвали нарекания недостаточностью требований, которые в них предъявлялись к пониманию читаемого. Измерение скорости чтения также представляет особую проблему. Скорость чтения зависит от таких факторов, как трудность и цель знакомства с читаемым материалом, а значит, всякий индивид может читать с разной скоростью. Такой фактор, по-видимому, лучше всех характеризует читателя, умеющего соотносить скорость чтения с целями, которые при этом преследуются. Более того, в одном тесте на чтение при одних и тех же установках скорость чтения у разных испытуемых может быть весьма различной. К примеру, при указании внимательно прочесть отрывок с тем, чтобы позже ответить на вопросы по нему, одни испытуемые быстро просматривают материал, в то время как другие стараются понять и запомнить конкретные детали.

         Станфордский тест диагностики чтения есть пример хорошо разработанного группового теста. Он охватывает классы с 1 по ХШ (ХШ - первый курс колледжа) и применяется на четырех уровнях. Несколько показателей характеризуют каждый уровень. К примеру, уровень II применяется от середины IV класса до середины VIII класса и состоит из 6 тестов, каждый из которых имеет 8 показателей.

I. Понимание прочитанного: буквальное, выводимое, общее.

2. Словарный (на слух).

3.Различение слогов

4.Различение звуков

5.Словообразование

6.Скорость чтения

         Примеры заданий по тестам 3, 4 и 5, относящихся к умению узнавать слова, приведены на рис. 65.

         Показатели каждого субтеста станфордского диагностического теста чтения могут интерпретироваться в терминах станайнов или процентилей для соответствующих уровней классов, хотя преобразование станайнов производится в соответствии с принятыми картами профилей показателей для учащихся. Показатели понимания прочитанного можно также перевести в классные показателиз, что позволяет получить общий индекс выполнения учащимися теста чтения. В руководстве к тесту и в “Методических указаниях для учителей” приводится дополнительный разбор вместе с необходимыми методическими указаниями качественной интерпретации выполнения заданий. Стандартизация станфордского диагностического теста чтения проводилась на выборке, состоявшей приблизительно из 12 000 детей, обучавшихся в 6 разных школьных системах. Этой выборке предъявлялись также субтесты на чтение из станфордского теста достижений. Нормативная выборка отбиралась в соответствии с показателями по последнему тесту и потому была репрезентативна выборке стандартизации станфордского теста достижений.

         Надежность субтесгов станфордского диагностического теста чтения обычно удовлетворительна. Надежность, определенная методом расще-

(Классные показатели-это обычные эквиваленты уровней классов, выраженные натуральным числом. Например, классный показатель 54 соответствует — эививаленту- уровня класса V-4, представляющего уровень 4 месяцев обучения в V классе).

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
414 Kb
Скачали:
0