Тесты готовности к обучению обычно применяются при поступлении в школу. Хотя эти тесты весьма похожи на тесты интеллекта для начальных классов, но в них больше внимания уделено способностям, играющим важную роль при обучении чтению. Кроме того, определенное место отводится выявлению усвоенных числовых представлений и сенсомоторного развития, необходимого при обучении письму. Среди конкретных функций часто проверяется способность к зрительным и слуховым различениям, сенсомоторный контроль, понимание на слух, словарный запас, количественные понятия и общая осведомленность.
Широко используемой батареей является национальный тест готовности (MRT). В издании 1976 г. эта батарея имеет два уровня, один для младшей и средней групп детского сада, и другой для старшей группы и первоклассников. Оба уровня предъявляются устно и предполагают, что ребенок может как-то отметить свой ответ в тестовой тетради. Тренировочная тестовая тетрадь предназначается для ознакомления ребенка с используемыми в тестах материалами и процедурами. Уровень II состоит из следующих 8 тестов, из которых последний не является обязательным.
1.Начальные согласные: ребенку показывают 4 картинки из тестовой тетради, одновременно экспериментатор называет каждую из них, затем ребенок отбирает ту картинку, где название начинается с того же звука, что и слово, произнесенное экзаменатором, но не изображенное на картинках (рис. 68).
2.Звуко-буквенные соответствия: каждое задание состоит из картинки и 4 букв; после того как экспериментатор называет картинку, ребенок выбирает букву, соответствующую звуку, с которого начинается название картинки.
3.Зрительное сопоставление: требуется подобрать к изображению, начинающему ряд, одно из последующих 4 изображений. Это могут быть не являющиеся словом серии букв, слова, числа, буквообразные фигуры (искусственные буквы).
4.Поиск образцов: предназначен для оценки способности увидеть данное сочетание букв, слов, цифр или буквообразных фигур в более крупных их группировках; ребенок должен воспринять зрительный стимул, затем обнаружить его в качестве части, входящей в отвлекающее внимание окружение (рис. 68).
5.Школьный язык: проверяется понимание ребенком основных и производных грамматических структур, а также языковых понятий, изучаемых в школе. Пример. “Отметь картину, на которой изображена машина, идущая перед поворачивающим за угол грузовиком.
6.Слушание: проверяется понимание смысла слов и структура устно предъявленных отрывков текста; в некоторых заданиях требуется сделать выводы.
7.Количественные понятия: проверяется знание основных понятий математики для начальных классов, таких, как размер, форма, положение и количество…
8.Количественные действия (необязательно): оценивается владение ребенком счетом и простыми математическими действиями.
Показатели обоих уровней национального теста готовности могут преобразовываться в станайны. Нормы получены на репрезентативной национальной выборке, состоявшей приблизительно из 100000 детей детского сада и первоклассников. Надежность, определенная методами расщепления и взаимозаменяемых форм, достаточно высока. Вполне понятно, что в основном тесты готовности дают сходные результаты с тестом интеллекта для начальных классов. В некоторых исследованиях ранних изданий MRT были получены корреляции с групповыми тестами интеллекта, близкие к 0,70. Тем не менее присопоставлении с показателями проведенного в конце учебного года теста достижений тесты готовности постоянно давали более высокую по сравнению с тестами интеллекта (Неопубликованные данные по NRT и другим тестам готовности получены Блайс К. Митчелл из Харкорт Брейс Джованович инкорпорейшн (сообщено автору в июле 1974 г.).
Поскольку тесты готовности специально разрабатывались для оценки опознаваемых необходимых навыков, то вполне понятно, почему они лучше предсказывают школьные достижения, чем ориентированные более широко тесты интеллекта.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.