В качестве примера совсем иного подхода можно рассмотреть всеми признанный, ставший классическим диагностический тест основных процессов усвоения арифметики Басвелла — Джона. Этот тест требует индивидуального применения, поскольку все задания решаются учеником устно, он также позволяет наблюдать, какими методами пользуется ребенок при выполнении различных действий. Ошибки и нежелательные способы решения задач заносятся в специальную таблицу, содержащую наиболее общие трудности, связанные с овладением арифметикой. Задачи специально выбираются так, чтобы выявить подобные трудности. Этот тест применяется во II — VIII классах. Тест не имеет временных ограничений, норм и суммарного показателя, задачи и контрольные таблицы предназначаются для качественного, а не для количественного анализа — оевоення арифметики. Следует добавить, что развитие критериально-ориентированных тестов, особенно использующих вычислительную технику, открыло возможности для создания более совершенных методик анализа ошибок в групповых арифметических тестах (R. Glaser, А. Nitko, 1971, р. 645).
Всякое использование диагностических тестов связано с одним важным моментом. Диагностика трудностей чтения и освоения арифметики в целях последующего проведения программы корригирующего обучения входит в компетенцию опытного специалиста. Никакая батарея диагностических тестов не может заменить его. Диагностика и коррекции трудностей в чтении требуют интенсивного клинического обследования индивида и должны включать дополнительные сведения о сенсорных способностях и физическом развитии, истории болезней, получении образования, данные о семье и ее окружении и тщательного исследования возможных эмоциональных затруднений. В некоторых случаях серьезные затруднения в чтении есть проявление более глубоких причин плохой приспособленности личности. Хотя групповые диагностические тесты позволяют выявить учеников, чье развитие требует более пристального изучения, диагностика и терапия отставания в чтении часто достаточно сложны для клинициста. То же самое можно сказать и про выявление затруднений в понимании арифметики.
Критериально-ориентированные тесты. Некоторые из опубликованных критериально-ориентированных тестов, разработанные для измерения достижений в чтении и арифметике, могут использоваться для измерения учебных навыков, но пока на уровне начальных классов школы. Задания в таких тестах слишком соотнесены с конкретными целями обучения, а число последних колеблется от 30 до 200. Постоянно ведется оценка владения навыком, а выполнение теста индивидом рассматривается лишь только с этой точки зрения. Эти тесты являются диагностическими и рекомендательными, показатели их выполнения рассматриваются в свете того учебного материала, как основного, так и дополнительного, которым должен овладеть учащийся. Обычно подобные методики представляют собой непрерывно действующую программу тестирования, благодаря чему ученики могут проверяться после обучения любому конкретному навыку.
Общая схема таких программ: предварительный широко ориентированный тест, содержащий от одного до нескольких заданий по каждой цели обучения, и несколько последующих тестов для более интенсивной проверки одной или группы тесно связанных целей. В качестве примера можно назвать использование опросника по рекомендуемому чтению вместе с тестами временной оценки (CTB/McGrawHill). Еще одним тестом такого же типа является разработанная фирмой Харкорт Брейс Джованович контрольная система навыков. Для каждого класса в этой системе задается определитель навыка и от 40 до 60 одностраничных мини-тестов из 8 — 12 заданий по одной цели обучения. Интересным свойством этой системы является то, что все мини-тесты как бы самоподсчитываются (используются специально обработанные цветные карандаши и проявляющиеся картинки) и тем самым ученик сразу видит свой результат. Когда испытуемый помещает в ящик для ответов карточку с правильным ответом, появляется “да”, если же его ответ неправилен, то он продолжает поиск, пока не находит нужную карточку.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.