Диагностические и критериально-ориентированные тесты, страница 3

         В качестве примера совсем иного подхода можно рассмотреть всеми признанный, ставший классическим диагностический тест основных процессов усвоения арифметики Басвелла — Джона. Этот тест требует индивидуального применения, поскольку все задания решаются учеником устно, он также позволяет наблюдать, какими методами пользуется ребенок при выполнении различных действий. Ошибки и нежелательные способы решения задач заносятся в специальную таблицу, содержащую наиболее общие трудности, связанные с овладением арифметикой. Задачи специально выбираются так, чтобы выявить подобные трудности. Этот тест применяется во II — VIII классах. Тест не имеет временных ограничений, норм и суммарного показателя, задачи и контрольные таблицы предназначаются для качественного, а не для количественного анализа — оевоення арифметики. Следует добавить, что развитие критериально-ориентированных тестов, особенно использующих вычислительную технику, открыло возможности для создания более совершенных методик анализа ошибок в групповых арифметических тестах (R. Glaser, А. Nitko, 1971, р. 645).

         Всякое использование диагностических тестов связано с одним важным моментом. Диагностика трудностей чтения и освоения арифметики в целях последующего проведения программы корригирующего обучения входит в компетенцию опытного специалиста. Никакая батарея диагностических тестов не может заменить его. Диагностика и коррекции трудностей в чтении требуют интенсивного клинического обследования индивида и должны включать дополнительные сведения о сенсорных способностях и физическом развитии, истории болезней, получении образования, данные о семье и ее окружении и тщательного исследования возможных эмоциональных затруднений. В некоторых случаях серьезные затруднения в чтении есть проявление более глубоких причин плохой приспособленности личности. Хотя групповые диагностические тесты позволяют выявить учеников, чье развитие требует более пристального изучения, диагностика и терапия отставания в чтении часто достаточно сложны для клинициста. То же самое можно сказать и про выявление затруднений в понимании арифметики.

         Критериально-ориентированные тесты. Некоторые из опубликованных критериально-ориентированных тестов, разработанные для измерения достижений в чтении и арифметике, могут использоваться для измерения учебных навыков, но пока на уровне начальных классов школы. Задания в таких тестах слишком соотнесены с конкретными целями обучения, а число последних колеблется от 30 до 200. Постоянно ведется оценка владения навыком, а выполнение теста индивидом рассматривается лишь только с этой точки зрения. Эти тесты являются диагностическими и рекомендательными, показатели их выполнения рассматриваются в свете того учебного материала, как основного, так и дополнительного, которым должен овладеть учащийся. Обычно подобные методики представляют собой непрерывно действующую программу тестирования, благодаря чему ученики могут проверяться после обучения любому конкретному навыку.

         Общая схема таких программ: предварительный широко ориентированный тест, содержащий от одного до нескольких заданий по каждой цели обучения, и несколько последующих тестов для более интенсивной проверки одной или группы тесно связанных целей. В качестве примера можно назвать использование опросника по рекомендуемому чтению вместе с тестами временной оценки (CTB/McGrawHill). Еще одним тестом такого же типа является разработанная фирмой Харкорт Брейс Джованович контрольная система навыков. Для каждого класса в этой системе задается определитель навыка и от 40 до 60 одностраничных мини-тестов из 8 — 12 заданий по одной цели обучения. Интересным свойством этой системы является то, что все мини-тесты как бы самоподсчитываются (используются специально обработанные цветные карандаши и проявляющиеся картинки) и тем самым ученик сразу видит свой результат. Когда испытуемый помещает в ящик для ответов карточку с правильным ответом, появляется “да”, если же его ответ неправилен, то он продолжает поиск, пока не находит нужную карточку.