Диагностические и критериально-ориентированные тесты, страница 4

         Большинство издателей тестов пытаются по мере своих возможностей преодолеть методические сложности, свойственные критериально-ориентированным тестам. Во-первых, это троякая проблема оценки длинного перечня конкретных целей производимой с учетом достаточности заданий для надежного измерения каждой цели, и в то же время сохранение всего процесса тестирования в разумных временных пределах. Во-вторых, это извечная проблема выбора приемлемого уровня выполнения заданий в качестве стандарта владения навыком. В-третьих, это специальные проблемы, связанные с устаповлением надежности и валидности подобных методик.

         Маловероятно, чтобы единая система весьма конкретных целей обучения подошла бы всем занимающимся обучением специалистам. Исключение составляют лишь самые начальные стадии этого процесса. Вполне возможно также, что одно из подлинных преимуществ критериально-ориентированного тестирования связано с его приспособлен- ностью к частным проблемам. Вот почему некоторые издатели тестов, в том числе Служба тестирования в образовании и Хауттон Миффлин, создали специальные отделы, занимающиеся разработкой критериально-ориентированных тестов, приспособленных к конкретным целям конкретного курса обучения. Этим отделам вменено в обязанность разработку и реализацию программ тестирования вести при участии экспертов по соответствующим курсам обучения, кроме того, эти отделы обеспечивают доступность и эффективность использования банка заданий, составляющих многие тысячи опубликованных, обсужденных и предварительно опробованных вопросов по самому широкому кругу учебных предметов.

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ

         Некоторые типы тестов, хотя и рассчитаны на ситуацию обучения, являются по существу прогностическими методиками. Сами по себе они скорее являются тестами способностей, чем тестами достижений. В то же время они часто напоминают близкие по содержанию тесты достижений, поскольку с их помощью обычно предсказывается способность освоить тот или иной курс обучения. Степень владения индивидом необходимыми для этого знаниями и навыками — хороший предиктор последующего овладения данным курсом. Насколько хорошо индивид освоит новый материал, настолько же хорошо он справится с подобным материалом в предстоящем учебном курсе.

         Прогностические тесты по математике — это, например, прогностический алгебраический тест и геометрический прогностический тест Орлеанс — Ханна. В обоих тестах учащемуся дается простой материал из курса алгебры или геометрии, и тем самым непосредственно тестируется, что он знает. Таким образом, сами тесты представляют собой выборки из учебного материала, с которым учащийся познакомится при последующем обучении, а его способность освоить учебный курс предсказывается выполнением выборки задач из этого курса. Другие прогностические тесты по математике сочетают в себе уже усвоенные арифметические навыки и те, что предстоит изучать. Часть этих тестов включает материал, подобный тому, что встречался в числовых субтестах тестов интеллекта, такой, как завершение числовых рядов. Прогностические тесты такого типа обычно валидны относительно последующих оценок по курсу обучения и показателей заключительных тестов достижений.

         Еще один тип прогностической методики представляет собой тест способности к иностранным языкам. В тесте, предназначенном для оценки способности англоязычных учащихся к изучению иностранного языка, используются как магнитофонные записи, так и материалы типа “бумага-карандаш”. Лучше всего его использовать в старших классах школы, колледжах и в группах взрослых, изучающих иностранный язык. Два субтеста из этого теста требуют освоения предъявляемых устно чисел или предъявляемых зрительно слов искусственно построенного языка. Остальные три части теста устанавливают восприимчивость индивидом грамматики английского языка, а также его способность узнавать слова в материале, предъявляемом зрительно или на слух. Тест может также применяться в коротком варианте без использования магнитофонной записи.