Методика была предложена Э. Крепелином в 1895 году, предназначалась для исследования волевых усилий, упражняемости и утомляемости. В настоящее время она приобретает более широкое применение, поскольку безусловно ее можно трактовать как вариант методик исследования внимания. Методика представляет собой таблицу, или бланк, в которой в две строки напечатаны цифры, которые подлежат арифметическим операциям с ними, по замыслу автора – сложения. Перетрактовав исходную методику Э. Крепелина, как методику изучения внимания, на нее естественным образом распространилась и логика возможностей исследования процесса бланковыми методами типа корректурной пробы. Тем самым открылись возможности изучения устойчивости, переключаемости, колебаний, объема внимания. Следует при этом помнить, что арифметические действия с простыми числами до десятка, это хоть и автоматизированный, но все-таки интеллектуальный процесс со всеми вытекающими из этого последствиями для анализа результатов. Процедура проведения, обработки и анализа результатов не представляет никаких сложностей для студента овладевшего логикой исследования внимания на корректурных пробах, кроме того эти моменты хорошо прописаны Р.О. Серебряковой в практикумах по общей экспериментальной и прикладной психологии издательства Ленинградского, а позднее Санкт-Петербургского университета (1990, 1997, 2000). В описании анализа результатов присутствует даже указание на особенности выполнения пробы большими различных нозологических групп, что чрезвычайно ценно. В качестве дополнения к анализу ошибок выполнения счетных операций мы бы хотели добавить следующие моменты: необходимо учитывать уровень автоматизированности счетных операций у людей с различным интеллектуальным уровнем и профессиональными склонностями; необходимо знать, что число имеет пространственную природу и, соответственно, ошибки могут быть связаны с дефицитом пространственной структуры числа, которая первично может проявляться в онтогенезе, а вторично при органических заболеваниях головного мозга различной локализации; ошибки могут быть чисто ошибками внимания, связанные с его колебаниями; ошибки могут быть результатом проявления инертности или стереотипии интеллектуальных процессов, что также может быть обусловлено органическими или функциональными проблемами в деятельности головного мозга. Квалификация ошибок при анализе выполнения пробы Крепелина, равно как и вообще счетных операций, представляет большой интерес в плане повышения эрудиции будущего психолога – практика, расширяя возможности диагностики и, следовательно, оказания помощи своему клиенту, позволяет создать предпосылки интереса к изучению детской, возрастной, клинической психологий в аспекте нормы и патологии интеллектуального развития.
Описание модифицированного варианта методики Э. Крепелина содержится в практикуме по экспериментальной психологии под редакцией Корнилова Ю. К. и Шадрикова В. Д. (1975). Данный вариант таблицы содержит ряды из трех цифр, которые также подлежат сложению и произнесению результата вслух, поэтому по процедуре предусматривается присутствие рядом протоколиста – экспериментатора, который отслеживает процесс выполнения счетных операций на бланке сумм, делая в нем пометки времени и отмечая ошибки, что чрезвычайно удобно, поскольку минимизирует дополнительные действия испытуемого по записыванию ответов и самостоятельной расстановке знаков времени, тем самым становится выше контроль за характеристиками внимания испытуемого. Что касается процесса сложения, то его анализ осложняется в виду наличия трех цифр, при сложении которых испытуемый может изменить программу, минимизировать усилия. Однако, этот же аспект представляет большой интерес, так как, как любая программная деятельность связан и с уровнем интеллекта, и с уровнем автоматизации процесса. Поэтому при обработке и анализе результатов выполнения счета по Крепелину, следует обратить внимание студента на дополнительный анализ особенностей ошибок испытуемого, а не просто подсчет их количества.
В плане использования таблиц Крепелина, они очень гармонично вписываются в исследования мнестических процессов в норме и на клиническом материале (в любой возрастной группе), для изучения истощаемости мнестических процессов, проявления компенсаторных возможностей. Для этого счет по Крепелину используют в качестве интерферирующей, дополнительной деятельности, между проведением двух замеров памяти, например методикой «10 слов».
21
5.6. Изучение особенностей переключения внимания
(с помощью проб Крепелина)
Источник: Платонов К.К. Психологический практикум: Учеб.
пособие для индустриально-педагогических техникумов. – М.: Высш.
школа, 1980. – 71 с.
Цель – исследование особенностей переключения внимания в умственной деятельности методом сложения чисел с переключением
(проба Крепелина).
Ход выполнения работы.
Экспериментальная работа разделена на две части: подготовительную и основную.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.