Исследование утомляемости и работоспособности с помощью таблиц Крепелина, страница 3

– Вычисляется соотношение между этими средними показателями (показатель в основной части к показателю в подготовительной части). На основании полученных результатов сделать вывод об особенностях переключения внимания.

3. Необходимо определить время переключения внимания или

“латентный период” по следующей процедуре:

– вычисляется среднее время, затраченное на выполнение одной счетной операции в подготовительный период (600сек / общее количество пар цифр в подготовительном этапе);

– вычисляется среднее время, затраченное на выполнение одной счетной операции в основной период (600сек / общее количество пар цифр в основном этапе);

– разница между этими показателями является латентным периодом.

4. Определить количество ошибок переключения. В ходе выполнения задания могут быть ошибки двух типов: непроизвольное длительное продолжение работы по предыдущему способу или многократное смешение способов, что указывает на недостаточно хорошее переключение внимания; случайные ошибки в сложении и подстановка случайных чисел как следствие неустойчивости внимания испытуемого.

5. Результаты выполненного задания заносятся в таблицу:

Этап                                      Средние показатели операций                            Среднее время

Подготовительный

Основной

Методика 3.4  Умственная работоспособность по Э. Крепелину

Цель исследования.  Изучение устойчивости внимания при простой, но монотонной работе.

Этот метод был предложен Э.Крепелином для исследования волевого усилия, упражняемости и утомляемости при умственной работе.

При применении метода до и после трудового задания он может служить способом оценки утомляемости.

Оборудование.         1. Печатные бланки по образцу (рис. 10).

            2. Секундомер.

            3. Трафарет для проверки задания.

Порядок исследования и инструкция испытуемому. Может проводиться индивидуально и с группой, по нескольким вариантам. «Когда я дам команду «Начинайте!», Вы возможно быстрее, но без ошибок начнете складывать пары чисел, напечатанных на бланке.  Если сумма больше 10, то, отбросив десяток, пишите только единицы.  Понятно?  (Ответить.)  Каждый раз, когда я буду говорить:  «Черта», Вы на том месте, где Вас застанет этот сигнал, должны поставить черту и сразу же продолжать работу, пока я не дам команду «Стоп!»  переверните лист».

Если исследование групповое, надо добавить:  «Тот, кто первым кончит лист, должен быстро поднять руку».

Дать команду «Начинайте!»  Пустить секундомер и потом, каждые 15 с, говорить:  «Черта».  Дать команду «Стоп!  Переверните лист»  и остановить секундомер, когда будет закончен бланк при индивидуальном исследовании или поднята рука — при групповом.

При втором варианте, вместо указания о «черте» говорится:  «Каждый раз, когда я буду говорить:  «С новой», оставляя строку незаконченной, начинайте работать с другой».

При третьем и четвертом вариантах работа проводится по первым двум инструкциям, но не ограничивается одним бланком, а продолжается более длительное, но одинаковое для всех время, например 10 мин.

Учет и анализ результатов.  При наблюдении и опросе следует уточнить реакцию на монотонность работы, степень усталости (особенно при третьем варианте) и необходимую степень волевого усилия.  Учитывается, что мешало работе.

Количественным показателем продуктивности работы является общее число сложенных пар и число ошибок, для подсчета которых пользуются трафаретом.