Цель работы: изучить особенности распределения и динамики внимания в процессе выполнения корректурной пробы; определить характеристики избирательности внимания (точность, продуктивность) с помощью корректурной пробы. Задание строится на буквенном варианте корректуры, состоящем из букв русского алфавита, расположенных в случайном порядке сплошным текстом. Испытуемый должен, просматривая последовательно буквенные строки вычеркивать заданные в инструкции три буквы тремя различными способами, каждую букву своим способом.
Оборудование: Программный бланк для экспериментатора и корректурные бланки для каждого испытуемого. Карандаш. Секундомер для экспериментатора.
Порядок работы: Занятие групповое. Экспериментатор выдает бланк пробы каждому испытуемому и сообщает инструкцию. Корректурный бланк выкладывается перед испытуемым обратной, чистой стороной, перевернуть его можно одновременно с началом работы и отсчетом времени.
Инструкция испытуемому: «Перед вами бланк, на котором напечатаны буквы русского алфавита. Вам необходимо, последовательно просматривая строчки букв вычеркивать три буквы (экспериментатор должен при этом нарисовать условленные буквы на доске с обозначением способов их зачеркивания) каждую своим способом. Работать будем 10 минут, через каждые 30 секунд я буду произносить слово «черта», по которому вы должны поставить вертикальную черту в том месте строки, рядом с той буквой, которую вы последней просмотрели. Работа закончится, когда я назову слово «закончили».»
Перед и после работы с бланком необходимо снять самоотчеты по ранее приведенному плану. А также заполнить протокол занятия по следующей форме:
Тема исследования:
Дата и время проведения исследования:
Экспериментатор:
Испытуемый:
Измеряемые характеристики внимания:
Тип организации стимульного материала:
(Фиксация этих сведений строго обязательна перед каждым исследованием.)
После окончания работы с бланком экспериментатор указывает время возникновения имевших место помех и изменений в условиях проведения эксперимента.
Обработка результатов:
Проверить результаты выполнения корректурной пробы.
Подсчитать общее количество вычеркнутых букв.
Подсчитать количество пропущенных букв.
Подсчитать количество неправильно зачеркнутых букв.
Сопоставив 3 и 4 оценить ошибки по виду модального внимания.
Рассчитать показатель точности избирательности внимания по формуле Уиппла, оценивающий точность выполнения задания (А): А= N-r/ N+p, где N – общее количество обнаруженных стимулов; r – количество неправильно обнаруженных стимулов; p – количество пропущенных стимулов.
Рассчитать время затраченное испытуемым на поиск отдельного стимула (S). Его можно рассматривать как условный показатель скорости выбора, то есть время затраченное на выделение отдельного стимула (S). Скорость выбора определяют по формуле: S = T/m, где T- общее время выполнения задания, m – количество выделенных стимулов. По этой же формуле можно определить и динамические характеристики внимания, оценив скорость выбора в разные промежутки времени выполнения задания.
Составить график динамики протекания внимания в процессе выполнения корректурной пробы. Для этого на оси «абсцисс» откладываются временные отрезки, промежутки по 30 секунд, а на оси «ординат» – количество просмотренных букв, включая зачеркнутые, пропущенные и фоновые буквы, то есть общее количество. На этом же графике диаграммами следует отметить количество ошибок.
Оценить по графику этапы работы, выделить принципиальные стадии, оценить типы колебаний внимания и характер реагирования на внешние помехи. Оценить устойчивость внимания и концентрацию внимания по характеру графика и сведений самоотчетов..
Проанализировать индивидуальные данные, сопоставив количественные данные, полученные при расчете формул, результатов графика, характеризующего динамику внимания в процессе выполнения корректурной пробы, а также данные самоотчетов до и после выполнения пробы.
Сделать выводы, конкретно характеризующие избирательность внимания данного испытуемого, точность его внимания, характер динамики, указывающий на те же показатели, а также тип реагирования на внешние помехи (если были), особенности врабатываемости и наступления утомления.
ПРОТОКОЛ РЕГИСТРАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ
Ответы испытуемого (на корр. бланке) |
Характеристики внимания |
||||
правильно вычеркн. буквы (m) |
ошибки |
Коэффициент точности (А) |
Время (Т), с. |
Скорость выбора (S) |
|
r |
p |
||||
Контрольные вопросы:
1. В чем суть метода корректурной пробы, какие возможны ее модификации?
2. Что понимается под избирательностью внимания и какие характеристики ее вы знаете?
3. Как рассчитать эти показатели?
4. Зачем нужна графическая иллюстрация результатов эксперимента, и что на ней можно увидеть?
5. Зачем нужен самоотчет или предварительная беседа с испытуемым, какие сведения из них необходимо извлекать, как к ним относиться и анализировать?
6. Какова принципиальная логика построения эксперимента, направленного на изучение избирательности внимания?
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.