Цель работы: изучить влияние пространственной группировки символов (в нашем случае букв) на процесс распределения внимания, изучить особенности проявления структурирования и его влияния на объем внимания, его продуктивность, динамические характеристики внимания в процессе выполнения работы, особенности проявления утомления, выделить факторы влияющие на повышение и понижение продуктивности. Задание строится на буквенном варианте корректурной пробы, состоящем из букв русского алфавита, расположенных в случайном порядке, объединенных в группы с разным количеством знаков в псевдослова не имеющих аналогов в русском словаре. Всего предоставляется три листа текста. Испытуемый должен выполнить задание аналогичное предыдущему, то есть, просматривая текст по строкам, вычеркивать из него три заданные буквы тремя заданными способами, каждую букву своим способом.
Оборудование: Программный бланк для экспериментатора и бланки корректурной пробе для испытуемых. Карандаш. Секундомер для экспериментатора.
Порядок работы: Занятие групповое. Экспериментатор выдает бланк пробы каждому испытуемому и сообщает инструкцию. Корректурный бланк выкладывается перед испытуемым обратной, чистой стороной, перевернуть его можно одновременно с началом работы и отсчетом времени
Инструкция испытуемому: «Перед вами бланк, на котором напечатаны буквы русского алфавита. Вам необходимо, последовательно просматривая строчки букв вычеркивать три буквы (экспериментатор должен при этом нарисовать условленные буквы на доске с обозначением способов их зачеркивания) каждую своим способом. Работать будем 10 минут, через каждые 30 секунд я буду произносить слово «черта», по которому вы должны поставить вертикальную черту в том месте строки, рядом с той буквой, которую вы последней просмотрели. Работа закончится, когда я назову слово «закончили».»
Перед и после работы с бланком необходимо снять самоотчеты по ранее приведенному плану. При проведении самоотчета после пробы необходимо специально обратить внимание на особенности восприятия и анализа псевдослов разной длины, характер темпа при этом, его смены. Кроме того, следует обратить внимание на наличие или отсутствие установки к чтению псевдослов и особенности ее влияния на темп, его изменения, общую динамику внимания в пробе и осознание того или иного в процессе работы. Заполнить протокол занятия по схеме, приведенной в первой работе.
После окончания работы с бланком экспериментатор указывает время возникновения помех и изменений в условиях проведения эксперимента.
Обработка результатов:
1. Проверить результаты выполнения корректурной пробы.
2. Подсчитать общее количество вычеркнутых букв.
3. Подсчитать количество пропущенных букв.
4. Подсчитать количество неправильно зачеркнутых букв.
5. Сопоставив 3 и 4 оценить ошибки по виду модального внимания.
6. Провести качественный анализ ошибок по следующим пунктам: сопоставить величину псевдослов и места расположения ошибок, определить имеет ли место какая-либо тенденция при восприятии коротких и длинных слов, обратить внимание на данные самоотчета испытуемого о наличии возможных изменений в стратегиях восприятия слов разной длины, оценить характер изменения в связи с этим динамики внимания.
7. Рассчитать показатель точности избирательности внимания по формуле Уиппла, оценивающий точность выполнения задания (А): А= N-r/ N+p, где N – общее количество обнаруженных стимулов; r – количество неправильно обраруженных стимулов; p – количество пропущенных стимулов.
8. Рассчитать время затраченное испытуемым на поиск отдельного стимула (S). Его можно рассматривать как условный показатель скорости выбора, то есть время затраченное на выделение отдельного стимула (S). Скорость выбора определяют по формуле: S = T/m, где T- общее время выполнения задания, m – количество выделенных стимулов. По этой же формуле можно определить и динамические характеристики внимания, оценив скорость выбора в разные промежутки времени выполнения задания.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.