Исследование внимания с помощью простой корректурной пробы (проба Б.Бурдона). Исследование внимания методом корректурной пробы с пространственной группировкой символов, страница 3

9.  Составить график динамики протекания внимания в процессе выполнения корректурной пробы. Для этого на оси «абсцисс» откладываются временные отрезки, промежутки по 30 секунд, а на оси «ординат» – количество просмотренных букв, включая зачеркнутые, пропущенные и фоновые буквы, то есть общее количество. На этом же графике диаграммами следует отметить количество ошибок.

10. Оценить по графику этапы работы, выделить принципиальные стадии, оценить типы колебаний внимания и характер реагирования на внешние помехи. Оценить устойчивость внимания и концентрацию внимания по характеру графика и сведений самоотчетов.

11. Сопоставить качественные и количественные особенности графиков в первой и второй работах.

12. Оценить особенности изменения продуктивности при работе с пробой содержащей пространственную группировку знаков, оценить характер динамики внимания, уровень и размах колебаний устойчивости и концентрации внимания по сравнению таковыми в предыдущей пробе, особенности наступления утомления.

13. Проанализировать индивидуальные данные, сопоставив количественные данные, полученные при расчете формул, результатов графика, характеризующего динамику внимания в процессе выполнения корректурной пробы, а также данные самоотчетов до и после выполнения пробы.

14. Сделать выводы, конкретно характеризующие избирательность внимания данного испытуемого, точность его внимания, характер динамики, указывающий на те же показатели, а также тип реагирования на внешние помехи (если были), особенности врабатываемости и наступления утомления. Данные выводы должны касаться анализа конкретных данных выполнения именно этой корректурной пробы.

15. Дополнительно необходимо провести сопоставительный анализ результатов двух работ направленный на выявление качественных различий в протекании внимания в двух идентичных по логике построения корректурных пробах, различающихся характером организации стимульного материала, оценив при этом проявление факторов повышающих и понижающих продуктивность внимания.

ТАБЛИЦА РЕГИСТРАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ

Ответы испытуемого (на корр. бланке)

Характеристики внимания

правильно вычеркн. буквы (m)

ошибки

Коэффициент точности (А)

Время (Т), с.

Скорость выбора (S)

r

p

Контрольные вопросы:

1. В чем суть метода корректурной пробы, какие возможны ее модификации?

2. Какие возможности для анализа внимания открывает приведенная модификация корректурной пробы?

3. Какие новые характеристики внимания можно проанализировать при этом?

4. Какова принципиальная логика модификации метода?

5.Как отражается пространственная организация букв в псевдослова лишенные смысла и значения на процессе их зрительного восприятия? Какие модальные факторы оказывают при этом влияние на внимание?

6. Зачем необходимо сопоставление графиков, иллюстрирующих результаты эксперимента, и что на нем можно увидеть?

7. Зачем нужен самоотчет испытуемого, какие сведения из него необходимо извлечь, как формулировать вопросы, как их анализировать?

Работа № 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ МЕТОДОМ КОРРЕКТУРНОЙ ПРОБЫ НА ОСМЫСЛЕННОМ ТЕКСТЕ.

Цель работы: изучить влияние смысловой организации текста на процесс распределения внимания, изучить особенности взаимодействия смысла теста и программы задания, направленной на поиск не связанных со смыслом текста знаков, а также оценить роль этого взаимодействия в процессе распределения внимания, его устойчивости, продуктивности. Изучить динамические характеристики внимания в процессе выполнения работы, особенности проявления утомления, выделить факторы влияющие на повышение и понижение продуктивности. Задание строится на корректурной пробе, содержащей осмысленный текст. Испытуемый должен выполнить задание аналогичное предыдущему, то есть, просматривая текст по строкам, вычеркивать из него три заданные буквы тремя заданными способами, каждую букву своим способом.

Оборудование: Программный бланк для экспериментатора и бланки корректурной проб для испытуемых. Карандаш. Секундомер для экспериментатора.