Прокурорский надзор
03.09.11
Кузембаева М.М. Экзамен. 2 теоретических вопроса.
На семинары (будут задачи и теория – рассматривать также в прогрессивном, проблемном ключе, как и в позитивном), теоретические вопросы распределяются.
ФЗ «О прокуратуре».
Литература: (2006 г. тоже пойдет, лучше посвежей) Учебник Винокурова, учебник Григорьев, Победкин, Яшин и Каминин. Смотреть действует ли определенный закон или нет. Коробейников, Галустян.
mmk_05@list.ru
Содержание и система курса ПН. Сущность, цели, задачи и принципы деятельности прокуратуры. Основные функции прокуратуры.
Характеристика сущности ПН.
Прокуратура – орган, осуществляющий надзор.
(Лат. Попечение).
Франция 13 века. Основной шаблон перенят оттуда. Орган государственного обвинения и наблюдения за законностью.
Надзорную практику нельзя считать однородной.
4 года назад внесены изменения в ФЗ.
Есть неюридические понятия прокуратуры.
2 направления деятельности государственных органов: надзор и контроль.
Надзор – это система отношений, где надзирающий орган самостоятельно не устраняет выявленных нарушений, а лишь обращает внимание поднадзорного органа на необходимость их устранения. При этом выявленное нарушение устраняется, как правило, силами самого поднадзорного органа.
Это понятие общие, но деятельности прокуратуры соответствует.
По общему правилу прокуратура в ряде случаев может приостановить действие того или иного акта. Прокуратура добивается устранения нарушений, в т.ч. и в судебном порядке.
В отдельных отраслях акты прокурорского реагирования могут носить властно-распорядительный характер. Н-р, отменить постановление о возбуждении уголовного дела.
Контроль – это система отношений между органами публичной власти, при которой контролирующий орган всегда может отменять акты подконтрольного.
Эти 2 функции можно рассматривать как часть и целое.
Черты, характеризующие функции:
1. Надзор предполагает, как правило, постоянное наблюдение за деятельностью поднадзорного органа.
Контроль осуществляется, как правило, выборочно по собственной инициативе контролирующего органа либо по сигналу о наличии определенных нарушений в основных направлениях деятельности.
2. Надзорная деятельность осуществляется из вне.
Контрольная деятельность, как правило, осуществляется внутри системы и как правило контролирующим органом выступает вышестоящий.
3. Границы надзора, как правило, устанавливаются путем нормативного регулирования и заранее.
Сфера контроля заранее не ограничивается, как правило, нормативно не регулируется за искл. внутренних регламентов и т.п.
4. Надзор осуществляется, прежде всего, с точки зрения соблюдения законности.
Контроль подразумевает проверку не только законности, но и целесообразности.
5. Предметом надзора может выступать, в т.ч., деятельность контролирующих органов.
Контрольные органы не могут осуществлять функцию контроля в отношении органов надзорных.
Итог: контроль и надзор – это разные государственные функции.
Признаки прокурорского надзора.
1. Специфичность ПН.
Характеризуется спецификой положения прокуратуры. Она не относится ни к одной ветви гос власти. В то же время она имеет признаки каждой из ветвей власти.
По сути, специфическое положение прокуратуры позволяет уравновешивать ветви власти и, кроме того, позволяет обеспечивать их оптимальное функционирование.
Специфика надзорной деятельности.
Проверка точности соблюдения Конституции и исполнения закона осуществляется при помощи уникальных правовых средств, имеющихся лишь у органов прокуратуры.
Существует термин прокурорско-надзорная власть. Она имеет различные формы выражения и специфичные черты:
1) осуществляется независимо от огв, омсу…;
2) обусловлена правонарушением;
3) многообразны средства реализации прокурорско-надзорной власти и различаются в зависимости от характера и степени опасности выявленного нарушения.
4) реализуется без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность хозяйствующего субъекта.
2. Независимость.
ПН не обусловлен деятельностью никаких других органов.
Осуществляется независимо. Определяется только правовым предписанием.
Правовая природа и функционально-целевое назначение у органов суда и прокуратуры разные. При этом прокуратура не является инструментом судебной власти.
3. Осуществление надзорной деятельности от имени государства.
Прокуратура осуществляет надзорную деятельность, защищая общественные интересы не от имени отдельных органов, а в совокупности приводит интересы отдельных поднадзорных органов в соответствие интересам государства.
Т.о. прокуратура обязана стремиться в своей деятельности к соблюдению баланса интересов.
4. Отсутствие у прокурора административных полномочий (с исключениями).
Прокурор, как правило, не устраняет выявленное нарушение лично
Прокурорский надзор – это самостоятельная специфическая деятельность федеральных государственных органов прокуратуры, осуществляемая от имени государства, состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ, исполнении законов, действующих на ее территории, сопряженная с возможностью применения средств реагирования в случаях выявления нарушения закона.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.