Определить реакции в кинематических парах механизма поршневого компрессора, схема которого приведена на рис. 19,а, при следующих данных:
угол поворота кривошипа j1 = -30°;
число оборотов кривошипа n1 = 160 об/мин;
длины звеньев, lAB = 0,2 м, lBC = 0,8 м, ВS2 = 0,2 м, где S2- центр тяжести шатуна;
радиусы зубчатых колес r1 = 0,45 м, r2 =0,15 м;
вес ползуна G3 = 40 Н;
вес шатуна G2 =120 Н;
момент инерции шатуна относительно оси, проходящей через центр его тяжести, = 0,06 кг×м×с2;
сила давления воздуха на поршень в данном положении механизма Р = 750 Н.
Прежде чем начать определение реакции в кинематических парах, необходимо определить силы инерции ползуна и шатуна. Для этого строим планы скоростей и ускорении механизма при
с-1.
Рис. 19
Эти планы построены на рис. 19,б и 19,в, согласно которым найдено, что
м/с-2;
м/с-2;
м/с-2;
с-2.
Силы инерции звеньев 2 и 3 будут равны:
Н.
Плечо h силы относительно центра тяжести шатуна, согласно формуле (4), равно
м.
Отложив плечо h в ту сторону от S2, чтобы сила ,направленная в сторону, обратную вектору и вращая звено 2 против направления e, получим точку Т приложения этой силы. Силу прикладываем к ползуну 3; она направлена вверх, т. е. против направления вектора ускорения ac.
Определив таким образом все внешние силы, действующие на механизм, переходим к определению реакций в кинематических парах.
Для этого структурную группу звеньев 2-3 со всеми внешними силами вычертим отдельно (рис 19,г)
Здесь силы , и G3 заменены одной силой
кг.
Действие отброшенных частей заменяем реакциями , , и составляем векторное уравнение равновесия структурной группы. Имеем
.
Силу по величине определяем из уравнения моментов всех сил, приложенных к шатуну, относительно шарнира С. Имеем
,
откуда
Н.
Измеряя отрезки , , по чертежу, получим:
мм, мм, мм,
откуда
Н.
Для определения реакции и строим план сил (рис. 19,д). Из полюса П плана последовательно откладываем известные векторы , , , в масштабе m0. Из конца вектора проводим направление вектора `, а из полюса П - направление вектора . Пересечение этих направлений дает точку В, которая определяет длины искомых векторов (на чертеже показаны пунктиром). Величины этих векторов будут равны:
Н, Н.
Полная реакция в шарнире В определяется по формуле
.
Из плана сил имеем
Н.
Переходим к силовому расчету кривошипа, составляющего одно целое с зубчатым колесом (рис. 19,е).
К кривошипу в точке В приложена реакция (действие шатуна на кривошип), которая по величине равна реакций найденной по плану сил (см. рис. 19,д), и направлена в обратную сторону. Кроме того, к зубчатому колесу приложена сила давления Рn на зубец со стороны другого колеса. Эта сила направлена по линии зацепления, наклоненной под углом 20° к общей касательной начальных окружностей зубчатых колес.
Величина этой силы определяется из уравнения моментов сил относительно точки А
.
По чертежу имеем значения = 95 мм,= 21,2 мм. Отсюда
Н.
Рассматривая равновесие другого зубчатого колеса (см. рис. 19,е), определяем уравновешивающий момент, приложенный со стороны двигателя. При h0 = 0,14 м имеем:
My = Рп ×h0 = 327 × 0,14 = 45,78 Н×м.
Реакция на валу О определится как сила пары R0 и -Pn, которая уравновешивает момент Mдв. Следовательно,
R0 = Pn.
Направление этой реакции показано на рис. 19,е.
Пример2
Определить реакции в кинематических парах кулисного механизма станка от силы Р и сил инерции звеньев 5 и 3. Схема механизма приведена на рис. 20,а.
Дано: угол поворота кривошипа j1 =30°, n1 = 150 об/мин - число оборотов кривошипа АВ;
длины звеньев: lAB = 0,2 м, lCD =0,9 .м, lAC = 0,5 м, lDF=0,3 м;
расстояние между опорами ползуна L = 1,2 м,
центр тяжести кулисы взять посредине звена CD;
вес звеньев G3= 200 Н,G5= 1000 Н взять только при определении сил инерции звеньев. Весами звеньев G1, G2, G4 в виду их малости можно пренебречь;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.