Автоматизация судовых дизельных энергетических установок

Страницы работы

Содержание работы

9. АВТОМАТИЗАЦИЯ СДЭУ

9.1. Общие положения, степени и знаки автоматизации

Автоматизация призвана заменить человека или, по крайней мере, облегчить его физический труд. Если автоматизация частично освобождает человека от управления ЭУ, то она называется частичной. Естественно при проектировании современных СДЭУ следует стремиться к полной (иначе называемой комплексной) автоматизации. Такая автоматизация создает условия для работы установки в течение длительного времени без вмешательства обслуживающего персонала. При комплексной автоматизации за человеком сохраняются функции периодического контроля, профилактических осмотров и в случае необходимости настройки и регулировки составляющих ее систем.

Понятно, что во время эксплуатации судна автоматизированные СДЭУ дают значительный экономический эффект. Экономия достигается, прежде всего, за счет сокращения численности машинной команды и обеспечения оптимальных и согласованных условий работы ГД, ДГ и вспомогательных механизмов. Кроме того, при комплексной автоматизации резко уменьшается влияние человеческого фактора – одного из самых важных аспектов, способствующих причинам возникновения аварийных ситуаций. Понятно и другое – автоматизация достигается посредством совокупности автоматически действующих устройств, которыми оснащается судовое оборудование. Стоимость этих дополнительных устройств составляет 12¸17% и доходит иногда до 20% от стоимости самого механизма. В этих условиях объем автоматизации должен быть экономически обоснован.

Строго говоря, автоматизация – это интегральное понятие, оно включает в себя различные системы. Системой автоматизации называют совокупность устройств, посредством которых обеспечивается выполнение конкретного алгоритма действий. Различают алгоритмы автоматического регулирования, управления, защиты, аварийно-предупредительной сигнализации, индикации и диагностики.

Автоматическое регулирование представляет собой процесс, в котором с помощью специальных устройств осуществляется автоматизация поддержания значения заданного параметра. Основным элементом системы автоматического регулирования является регулятор – устройство, предназначенное для поддержания в заданных пределах значения регулируемого параметра. Регулятор и объект регулирования принято называть системой автоматического регулирования (САР).

Системы автоматического управления призваны выполнять процедуры управление механизмами. Управление может быть местным (МУ) и дистанционным (ДУ). При МУ пульт управления расположен на объекте или в непосредственной близости от него и предусматривается, как правило, ручное управление. При ДУ пульт находится в отдельном помещении и управление осуществляется также человеком, но через простейшие связи (тяги, тросы и т.п.) или через исполнительные устройства (сервомоторы) Логическим развитием ДУ служит ДАУ. Оно обеспечивает автоматическое выполнение промежуточных операций сбора и обработки информации об объекте и выработку команд исполнительным устройствам, реализующим заданный человеком режим работы механизма. Система ДАУ представляет собой довольно сложную совокупность автоматических устройств и отвечает современным тенденциям комплексной автоматизации судов.

Система автоматической защиты предназначена для предупреждения аварии или ограничения ее последствий. К параметрам, по которым осуществляется аварийная защита, относятся только те, отклонения которых могут привести к серьезному повреждению, полному выходу механизма из строя или взрыву. Для ДВС такими параметрами являются: максимальная частота вращения коленчатого вала и минимальное давление масла на входе в двигатель. Если указанные параметры выходят за допустимые значения, система автоматической защиты останавливает двигатель.

Аварийно-предупредительная сигнализация (АПС) информирует обслуживающий персонал о достижении контролируемых параметров предельных значений путем подачи звуковых и световых сигналов. Сигнализация подразделяется на предупредительную и аварийную. Предупредительная сигнализация включается в тех случаях, когда величина контролируемого параметра приближается к предельному значению. Аварийная сигнализация срабатывает тогда, когда контролируемый параметр достиг предельного значения.

Системы индикации позволяют получать информацию о контролируемых параметрах в процессе нормальной работы механизма. На основании этих сведений обслуживающий персонал может следить за состоянием отдельных агрегатов. При комплексной автоматизации контролируемые параметры регистрируются.

Автоматическое диагностирование осуществляется без разборки механизма и основывается на сопоставлении значений измеряемых параметров с их эталонными величинами. Выбор диагностических параметров представляет собой не простую задачу, поскольку каждый из этих параметров должен быть независим от других или иметь известную зависимость. При значительном числе контролируемых параметров в систему диагностирования включается и ЭВМ для оперативной обработки непрерывно поступающей информации.

Похожие материалы

Информация о работе