Автоматизация судовых дизельных энергетических установок, страница 11

Для осуществления аварийной защиты по частоте вращения все судовые ДВС мощностью 220 кВт и более оснащаются предельными выключателями. Они срабатывают, т.е. прекращают подачу топлива, когда частота вращения превысит номинальную на 20% для главных двигателей и 15% для дизель-генераторов. Различают механические, электропневматические и электрогидравлические предельные выключатели.

Рис. 9.17. Схема измерения                                    расхода

В механических выключателях перемещение регулирующего органа в сторону уменьшения подачи топлива осуществляется за счет энергии сжатой пружины. В таком состоянии она удерживается фиксатором, который кинематически связан с центробежной массой. При достижении частоты вращения предельного значения масса своим движением смещает фиксатор, а он, в свою очередь, освобождает пружину.

В двух остальных выключателях чувствительным элементов является тахогенератор, а исполнительным элементом служит сервомотор соответственно пневматический или гидравлический. Эти предельные выключатели работают так. Тахогенератор вырабатывает напряжение, при его предельном значении срабатывает реле, которое подает питание на электромагнитный клапан (золотник). Клапан направляет воздух (масло) в цилиндр сервомотора, движение его поршня непосредственно перемещает топливную рейку. Имеются примеры, когда сервомоторы встраиваются в каждый топливный насос высокого давления.

Индикация параметров АПС и защиты главных и вспомогательных механизмов автоматизированных СДЭУ осуществляется системой централизованного контроля. В ее функции входит: восприятие информации от измерительных каналов и представление ее в наглядной форме; обнаружение отклонений контролируемых параметров от нормы и оповещение об этом обслуживающий персонал; сигнализация о срабатывании аварийной защиты; регистрация контролируемых параметров. Типовые системы централизованного контроля оформлены в виде нескольких панелей. Вертикальные панели оборудованы мнемосхемами с сигнальными лампами. Мнемосхемы дают высокую наглядность поступающей информации, так как указывают не только на сигнал, но и на место его возникновения. На горизонтальных панелях устанавливаются показывающие стрелочные и цифровые приборы, рукоятки дистанционного управления, кнопки вызова и программные переключатели.

9.5. Автоматизация технического диагностирования

Процесс определения технического состояния объекта без его разборки называется диагностированием. Главной задачей технического диагностирования является заблаговременное обнаружение дефектов, поломок и других неисправностей. Раннее обнаружение неисправностей позволяет: корректировать программы технического обслуживания и ремонта и производить их по потребности в благоприятных условиях, например, во время стоянки судна в порту; сократить потребности в запасных деталях за счет своевременной их замены; повысить надежность и эффективность эксплуатации СДЭУ.

Теоретическая база диагностирования основывается на зависимостях между состояниями технической системы и их отображениями в диагностических параметрах. Естественно можно указать множество параметров, которые характеризуют состояние объекта, однако получить информацию по многим из них непосредственным измерением крайне трудно или вообще невозможно. Особенно трудно сделать анализ технического состояния во время работы механизма. Поэтому, как правило, диагностирование проводится в условиях ограниченной информации по данным косвенных параметров. В этих неопределенных условиях большая роль в распознавании неисправностей отводится диагностическим моделям – системе функциональных зависимостей искомых признаков состояний от контролеспособных параметров. Если такие параметры  выбраны и определены признаки диагнозов , то диагностическая модель технического состояния может быть выражена системой

                                                  (9.1)

где  – весовые коэффициенты.

Часто систему (9.1) представляют в виде -мерного пространства, границами которого служат диагнозы места, вида и причины дефекта. В таком пространстве состояние механизма отображается точкой, ее расстояние до границ является количественной мерой диагноза.