По уровню оснащенности автоматическими устройствами и системами различают четыре степени автоматизации судового оборудования. Применительно к автоматизированным ДВС регламентируется набор автоматических устройств и оговаривается время их работы без вмешательства человека.
При первой степени автоматизации двигатель оборудуется автоматическими регуляторами частоты вращения коленчатого вала, температуры охлаждающей жидкости и смазывающего масла, а также автоматическими системами защиты и аварийно-предупредительной сигнализацией. Такие двигатели должны работать без обслуживания не менее четырех часов.
При второй степени автоматизации дополнительно предусматриваются автоматические пуск и остановка двигателя, ДУ. Время работы без вмешательства человека должно быть не менее 24 часов.
Третья степень автоматизации включает все предыдущие функции и дополнительно должна обеспечивать автоматизированное пополнение топливных, масляных, водяных расходных цистерн и воздушных пусковых баллонов. Время работы двигателя без обслуживания человеком не менее 150 часов.
Четвертая степень автоматизации предусматривает включение двигателя в состав комплексно-автоматизированной энергетической установки, управление которой и контроль за ее работой осуществляется из единого центра – ходового мостика.
Насыщение СДЭУ автоматизированным оборудованием дает основание говорить об автоматизации энергетической установки и судна в целом. К автоматизированным судам классификационные общества предъявляют особые требования исходя, прежде всего, из безопасности плавания, сохранности жизни человека и груза. В частности Российский морской регистр судоходства присваивает автоматизированным судам специальный знак А1, А2 или А3 в соответствии со степенью автоматизации главного и вспомогательного оборудования.
Знак А1 предусматривает автоматизацию энергетической установки в объеме, обеспечивающем маневренность и безопасность при всех условиях плавания без постоянного присутствия обслуживающего персонала в МО. Управление СДЭУ осуществляется полностью с ходового мостика, на котором предусматривается пост, оборудованный ДАУ, АПС, защитной сигнализацией и автоматической регистрацией контролируемых параметров. Данные требования могут быть выполнены, если будут автоматизированы: ГЭУ; электростанция; вспомогательные котлы; компрессорная установка; механизмы, обеспечивающие работу ГД; осушительные установки машинных помещений; холодильная установка.
Знак автоматизации А2 присваивается судам, если управление энергетической установкой осуществляется из ЦПУ, который расположен в закрытой звукоизолированной выгородке машинного помещения. В этом случае полностью автоматизированы должны быть только главный двигатель и вспомогательные котлы, для остальных механизмов допускается дистанционное управление. При данном знаке автоматизации не исключается выполнение отдельных операций по обслуживанию и управлению механизмами с местных постов.
Знак А3 присваивается автоматизированным судам, имеющим мощность главного двигателя до 2250 кВт. Для удовлетворения требований этого знака главные механизмы ЭУ должны быть приспособлены к дистанционному управлению с ходового мостика. Отдельные операции (пополнение расходных цистерн, очистка фильтров и т.п.) могут выполняться непосредственно в машинном помещении.
Автоматическое регулирование относится к частным системам автоматизации и предназначено для автоматического поддержания регулируемых параметров в заданных пределах на всех эксплуатационных режимах. Число САР автоматизированного судового механизма определяется количеством регулируемых параметров. В свою очередь их перечень зависит от желаемой степени автоматизации объекта. При комплексной автоматизации судовых ДВС должны автоматически регулироваться:
- частота вращения коленчатого вала;
- температура смазочного масла;
- температуры рабочих сред, охлаждающих цилиндры, поршни, форсунки;
- вязкость топлива, если двигатель работает на тяжелом топливе.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.