Автоматизация судовых дизельных энергетических установок, страница 6

1. Подается сигнал пуска путем нажатия кнопки на панели поста управления;

2. Включаются циркуляционные насосы, обеспечивающие прокачку масла, топлива и охлаждающей жидкости. Если производится пуск холодного двигателя, то предпусковые операции предусматривают подогрев масла (до 35÷40°С); охлаждающей жидкости (до 55÷60°С) и топлива (если оно тяжелое) до вязкости 15÷20 мм2/с (сСт);

3. После достижения заданной температуры и требуемого давления масла (контролируются датчиками температуры и давления) проверяется валоповоротное устройство на его отключение;

4. При выполнении пункта 3 приводится в действие устройство прокручивания коленчатого вала, а регулятор частоты вращения с некоторой задержкой устанавливает нормальную или несколько завышенную по сравнению с минимальным скоростным режимом топливоподачу. Увеличенная доза топлива способствует повышению надежности пуска двигателя;

5. После того как двигатель запустился (процесс контролируется датчиком частоты вращения), устройство прокручивания отключается и осуществляется вывод двигателя на режим холостого хода;

6. Если пуск не состоялся (прокручивание более 8 с), то с задержкой не менее 15 с производится вторая попытка запуска. Количество попыток ограничивается половиной запаса пускового воздуха или емкости аккумуляторных батарей.

Приведем еще один алгоритм – автоматическая синхронизация дизель-генератора. Напомним, параллельная работа генератора переменного тока возможна только при соблюдении следующих условий:

- равенство напряжений в сети и на клеммах генератора;

- совпадение частоты генерируемого тока с частотой сети;

- одинаковый порядок следования фаз тока от генератора и в сети.

Для выполнения этих условий на ГРЩ устанавливается синхронизирующее устройство, которое является неотъемлемой элементом рассматриваемой САУ. Автоматическая синхронизация достигается следующим образом:

1. После пуска дизеля осуществляется плавное воздействие на задающий элемент регулятора частоты вращения;

2. По достижении синхронной частоты вращения включается синхронизирующее устройство;

3. Синхроноскоп начинает управлять регулятором дизеля, добиваясь совпадения частоты генерируемого тока с частотой сети, в момент их равенства генератор подключается к общей сети;

4. При работе генератора синхроноскоп постоянно управляет регулятором дизеля, поддерживая тем самым равенство упомянутых частот.

Таким образом, для автоматической синхронизации генератора регулятор скорости дизеля должен быть оборудован специальным механизмом для подстройки задающего элемента. Зачастую этим механизмом служит электродвигатель с червячной передачей. Питание на электродвигатель подается от синхроноскопа.

По сравнению с рассмотренными алгоритмы ДАУ решают относительно сложные задачи по управлению всего объекта или совокупности объектов. За редким исключением современные судовые системы ДАУ компьютеризированы и они обеспечивают оптимизацию управления. Далее остановимся только на ДАУ главного движительного комплекса потому, что в соответствии со знаками автоматизации А1 и А2 эти комплексы должны управляться одним органом т.е. рычагом задания скорости судна. Предпосылкой для возможности такого управления служит прямо пропорциональная зависимость скорости судна от частоты вращения гребного винта. На этом основании параметры дизеля, работающего на гребной винт, могут быть приведены и представлены в зависимости от скорости судна. В свою очередь, скорость судна зависит от условий его плавания (осадка, волнение, скорость ветра и течения, глубина фарватера), конструктивных особенностей и характеристик винта (шагового и дискового отношений) и конечно от состояния подводной части корпуса. Совместный учет перечисленных зависимостей позволяет построить паспортную диаграмму судна.