В процессе эксплуатации механизма информация о диагностических
параметрах считывается со специально предназначенных
для этой цели приборов и представляется в форме непрерывных функций во времени
или в виде дискретных значений. Принципиальной разницы между этими двумя видами
информации нет, поскольку дискретное представление следует рассматривать как
квантование непрерывного сигнала с заданным шагом. Уже только анализ протекания
кривых
позволяет сделать важные заключения о
техническом состоянии объекта. Например, в судовом двигателе о состоянии
топливной аппаратуры судят по величине максимального давления цикла, о
состоянии подшипника – по давлению масла и т.д. Такой подход к оценке
технического состояния существенно упрощает процедуры диагностирования и,
главное, не требует разработки математических моделей и алгоритмов их
реализации. Не секрет, что при использовании сложных математических моделей
заметно растет трудоемкость решения задач, а сами решения очень часто обладают
лишь незначительными преимуществами по сравнению с решениями, полученными приближенными
способами.
Во многом именно этим объясняется то, что до сих пор существующие
системы технического контроля судовых дизелей базируются на непрерывном
слежении за диагностическими параметрами. К ним, прежде всего, надо отнести:
среднее индикаторное давление; температуры поверхностей теплонапряженных деталей;
состояние поршневых колец; концентрация сажи в отработавших газах;
загрязненность масла; вибрация и шум. Текущие значения измеряемых параметров
сравниваются с эталонными. При сопоставлении важно исключить, во-первых,
случайные отклонения диагностического параметра и, во-вторых, его изменения,
вызванные внешними факторами такими, как температура забортной воды или
влажность воздуха. При диагностировании отдельных деталей и систем внешними
факторами могут быть и внутренние показатели двигателя. Например, для
теплонапряженных деталей такими факторами могут служить давление и температура
надувочного воздуха. Для решения первой задачи наиболее простым и эффективным
является метод осреднения. Его суть заключается в следующем. Из непрерывного
наблюдения за параметром рассматривают два
участка
и
, рис.
9.18. Поведение параметра на этих участках описывается ординатами
и
.
Среднее значение и среднеквадратичное отклонение на каждом участке вычисляют по
формулам
;
;
;
.
Сопоставляя между собой одноименные расчетные величины,
определяют закономерность изменения параметра и степень
его приближения к эталонному значению.
Вторую задачу решают также расчетным путем. В результате эталонные значения параметров пересчитывают и приводят к текущим внешним условиям. Алгоритмы пересчета базируются на теории рабочего цикла ДВС.
Рис. 9.18. Исключение случайных отклонений диагностического параметра
Современные компьютерные технологии позволяют сделать техническое диагностирование реальным и экономически оправданным. Существует довольно много диагностических систем главных судовых двигателей. Практически все они реализуют один и тот же принцип: непрерывная или периодическая регистрация контрольных параметров, вывод их на экран монитора, сопоставление с эталонными значениями, полученными во время приемосдаточных испытаний, и в зависимости от результатов сравнения предложения по мерам предупреждения отказов и сбоев. Определенной новизной обладает диагностическая система DICARE фирмы MaK. В ней предусмотрено отображение результатов диагностики в операционной среде Windows, что дает большие преимущества в части оформления, хранения, визуализации и передачи информации. Вот лишь некоторые новшества: использование экранных окон для визуального просмотра, представление в виде графиков изменение диагностических параметров во времени до одного года, передача данных через Internet в сервисную службу пароходства.
Таким образом, автоматизированная система технического диагностирования становится важной предпосылкой для обеспечения надежной и безаварийной работы судовых двигателей при отсутствии вахты в машинном помещении.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.