направления вращения главного двигателя, а также суммировать и редуцировать.
В соответствии с этими задачами, принято следующее деление механических передач:
1) одномашинные редукторные передачи;
2) многомашинные редукторные передачи;
3) реверсредукторные передачи.
Эти три типа редукторных передач охватывает основную массу используемых конструкций, но встречаются редукторы, которые в чистом виде не подходят ни под одну рубрику. Так привод двух винтов от одного двигателя – разделительный редуктор (см. рис.1.7,г), многоскоростные редукторы и т. д.
Типы и конструкции судовых редукторов весьма разнообразны. Они выполняются одно- или многоступенчатыми с цилиндрическими ступенями с внешним зацеплением и с планетарными ступенями. Редуктор только с цилиндрическими ступенями внешнего зацепления называют переборным, только с планетарными ступенями – планетарным, а если он включает в себя и те, и другие ступени – планетарно-переборным.
В отличие от прямой передачи, где в качестве главного двигателя используется МОД, в состав механической передачи применяется СОД. Пропульсивные комплексы с СОД часто оборудуются несколькими главными дизелями, редукторной передачей, муфтами сцепления, очень часто применяется ВРШ. Все это усложняет передачу и вызывает дополнительные потери энергии. В целом несмотря на умеренные массогабаритные характеристики СОД, изыскиваются возможности сокращения длины машинного отделения при компоновке дизеля с главной передачей, т.к. габариты по длине у СОД (плюс редуктор и муфта) оказываются больше чем у малооборотного дизеля (табл. 3.1).
Кроме того большое число цилиндров СОД нежелательно по соображениям повышенных затрат на ТО и ремонт. Этот недостаток частично преодолевается увеличением размеров цилиндра и повышением среднего эффективного давления.
Гидравлическая передача. В гидравлических передачах механическая энергия двигателя передается от ведущего вала к ведомому при помощи жидкого рабочего тела. Ведущая часть передачи сообщает жидкости энергию в виде статической (энергия давления) и динамической (кинетической энергии) составляющих. В зависимости от преимущественного использования той или иной составляющей полной энергии движущегося потока жидкости гидропередачи подразделяются на гидростатические и гидродинамические.
Гидростатическая передача не применяется в главных передачах, а потому не рассматривается в данном разделе. Она применяется в палубных механизмах, а также в установках малого хода тральщиков.
Таблица 3.1
Сравнение массогабаритных характеристик МОД и ДРА близкой мощности
Параметр |
ДРА с двигателем 9L48/60 |
МОД 6S50MC-C |
Мощность, кВт Частота вращения коленчатого вала, об/мин Частота вращения гребного винта, об/мин Длина, мм Высота, мм Ширина, мм Масса, т |
9450 500 130 9180+347*+2500* = 12027 5009 2100 148+2*+27,5* = 177,5 |
9480 127 127 6774 9716 3150 207 |
*Примечание: габарит по длине и масса муфты и редуктора
В гидродинамической передаче энергия от ведущего вала передается за счет скоростного напора циркулирующей жидкости. Гидродинамическая передача включает центробежный насос, приводимый двигателем, и гидротурбины, сближенных так, что их колеса образуют торообразную полость, заполняемую рабочей жидкостью. Гидротурбина связана с валом движителя. Среди гидродинамических передач различают гидромуфту и гидротрансформатор.
Гидромуфты применяют обычно в дизель-редукторных агрегатах для эластичной связи между двигателем и движителем, демпфированию крутильных колебаний в системе валопровод – двигатель. Для включения и отключения движителя, для снижения частоты вращения с целью уменьшения скорости судна.
Поскольку между насосом и турбиной отсутствует какой-либо элемент, способный воспринять реакцию циркулирующей жидкости, момент количества движения жидкости на выходе из насоса равен моменту количества движения на входе в турбину и соответственно момент количества движения на выходе из турбины равен моменту количества движения на входе в насос. С другой стороны, момент внешних сил, приложенный к колесу, равен разности моментов количества движения жидкости в сечениях входа и выхода из межлопастных каналов:
Так как
; ,
то
.
Циркулирующая в каналах насоса и турбины жидкость теряет часть энергии, полученной от ведущего вала, на преодоление сопротивления движению, вследствие чего мощность на валу турбины будет меньше, чем на валу насоса, т.е. . Поэтому в реальных условиях при передаче муфтой момента всегда существует неравенство угловых скоростей (), т.е. имеет место скольжение турбины относительно насоса. Разность чисел оборотов насоса и турбины , отнесенная к числу оборотов насоса, называется скольжением и определяется выражением:
.
Так как гидравлический коэффициент полезного действия муфты равен:
, (3.2)
то с учетом выражения (3.2):
.
Мощность потерь в полости гидромуфты, равная
,
превращается в эквивалентное количество теплоты , кДж/ч, отводимой рабочей жидкостью:
,
где – мощность на ведущем валу муфты, кВт.
Очевидно, что с ростом скольжения количество выделяющейся в гидромуфте теплоты , кДж/ч, будет увеличиваться и при заклинивании винта достигнет предельного значения:
,
т. е. вся эффективная мощность главного дизеля будет превращаться в теплоту.
Выделяющаяся в гидромуфте теплота отводится рабочей жидкостью, охлаждаемой забортной водой в охладителе. В качестве рабочих жидкостей в гидромуфтах и гидротрансформаторах применяют воду, различные сорта масел и специальные смеси жид- костей, предназначенные для гидромашин. Жидкость должна отвечать следующим требованиям – иметь малую вязкость (что уменьшает гидравлические потери), пониженную кислотность (чтобы не коррозировали детали гидропривода) и высокую температуру вспышки (чтобы возможны были кратковременные перегрузки); быть устойчивой против пенообразования; не иметь неприятного запаха и токсичных свойств.
В процессе стендовых испытаний гидромуфты получают ее универсальные характеристики для определения параметров работы в различных условиях эксплуатации. На рис. 3.2 изображена универсальная характеристика в относительных величинах. Как показывает опыт создания гидродинамических муфт, кривые постоянных значений КПД (или передаточных отношений) в представленных координатах близки к квадратичным
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.