Отчет по второй производственной практике, пройденной на ОАО «Лесохимик», страница 6

по краске водоэмульсионной – ОАО «Лидалакокраска» (Лида) и российские предприятия Загорский лакокрасочный завод и Каменск-Шахтинский химкомбинат;

по жидкости автомобильной охлаждающей Тасол-А40 – предприятие «Азот» (Гродно).

4. Анализ рынка и покупателей для разработки новых видов продукции.

Служба маркетинга и сбыта проводит изучение рынка для выявления неудовлетворенных нужд потенциальных и реальных потребителей. Так, планируется производство новых видов продукции: растворителей 646, 647, 645, смолы твердой нефтеполимерной, что расширит рынки сбыта предприятия в Беларуси и Российской Федерации.

5. Поиск резервов повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Основные факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции ОАО «Лесохимик» на рынке республики и за ее пределами, - качество продукции и принимаемая ценовая стратегия. Вся продукция, производимая на предприятии, соответствует утвержденным ГОСТам и ТУ.

На внешнем рынке цены определяются исходя из цен на аналогичную продукцию конкурентов и платежеспособности покупателей. Предприятие стремится, чтобы цены соответствовали рыночному уровню цен и способствовали устойчивому спросу на продукцию, а также обеспечивали безубыточность производства и получение максимальной прибыли.

В 2000 году наблюдался рост экспорта в натуральном и денежном выражении к уровню 1999 года.

Так, объем экспорта в натуральном выражении в 2000 году в сравнении с 1999 годом составил 166,1%  (11 998 и 7 223 тонны соответственно). В том числе, по важнейшим видам продукции объем экспорта вырос: по канифоли сосновой – с 3 071 до 6 110 тонн, скипидару живичному – с 429 до 707 тонн, олифе – с 1 860 до 2 232 тонн, лаку битумному – с 385 до 1 132 тонн, сольвенту – с 417 до 574 тонн.

Увеличение объема экспорта в стоимостном выражении в 2000 году по сравнению с 1999 годом составило 155,9%. Средние цены на продукцию составили 93,8% к уровню цен 1999 года. Это обусловлено снижением цен на клей на рынке Российской Федерации и на скипидар живичный на западноевропейском рынке.

В 2000 году основная часть продукции общества реализована в ближнем зарубежье, в том числе в Российской Федерации (49% от общего объема реализации), а также на Украине (3%) и в Молдове (0,2%) – это канифоль, скипидар, лаки и клея. Доля продукции, реализованной в Республике Беларусь, составила 43,3% в общем объеме реализации. В дальнее зарубежье поставлено 4,5% всей реализованной продукции (в основном, канифоль сосновая и скипидар живичный), в том числе, в Латвию – 0,3%, Литву – 1%, Польшу – 1,5%, Германию – 0,8%, а также в Эстонию, Италию и Чехию.

Структура рынка сбыта продукции ОАО «Лесохимик» представлена в таблице 2:

Таблица 2. Структура рынка сбыта в 2000 году

Регион

Беларусь

Россия

Другие

государства СНГ

Дальнее

зарубежье

Доля рынка, %

43,3

49,0

3,2

4,5


Рис.2. Структура рынка сбыта за 2000 г.

По товарам народного потребления структура рынка несколько иная: 96,9% всей продукции поставляется в торговую сеть на внутренний рынок и 3,1%  -  в Россию.

Объем товарообменных операций в 2000 году составил 99,7% к уровню 1999 года ( 2 745,7  и 2 754,8 тыс. долларов США соответственно).

Однако более значительное сокращение объема бартерных операций не представляется возможным в силу следующих причин:

недостаток денежных средств;

обязательная 30%- , а иногда 40% -ная продажа валюты государству;

возможность приобретения сырья и комплектующих по более низким ценам, чем при операциях купли-продажи.

Для повышения конкурентоспособности предприятия и расширения рынков сбыта необходимо глубже изучать потребности потенциальных покупателей и стремиться наиболее полно удовлетворять их, проводить многофакторный анализ рынков и  конкурентов, искать резервы снижения себестоимости продукции для проведения более гибкой ценовой политики.


ПЛАН КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ