Отчет по второй производственной практике, пройденной на ОАО «Лесохимик», страница 4


Организация маркетинга и маркетинговая деятельность.

Предприятие постоянно исследует рынок с целью выявления на нем потенциальных инвесторов, поставщиков и новых потребителей. Для упрощения процедуры поиска на заводе устанавливается линия прямого доступа в Internet. Но конечно в свете последней концепции маркетинга предприятие ориентировано на постоянных клиентов на рынке.

Стабильность и эффективность функционирования предприятия во многом зависит от гибкости номенклатуры выпускаемой продукции. Проведение маркетинговых исследований помогает выявить неудовлетворенный спрос и исходя из возможностей предприятия определить приоритетные направления производства. На ОАО «Лесохимик» постоянно проводятся работы по разработке и внедрению новой продукции.

Отпускные цены на продукцию производственно-технического назначения и товары народного потребления формируются в соответствии с «Положением о порядке формирования и применения цен и тарифов» на основе плановой себестоимости, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством и с учетом утвержденных индексов изменения цен.

Однако в связи с тем, что важнейшие виды сырья на производство клеев, сольвента, олифы, ПФ-лаков и охлаждающей жидкости Тасол-А40 поступают в основном из-за пределов республики, затраты на сырье растут более высокими темпами, чем цены на производимую продукцию, рассчитанные с учетом установленных индексов роста цен. В результате этого от производства и реализации продукции в Республике Беларусь предприятие терпит убытки. Рентабельность достигается за счет поставки продукции за пределы республики по более высоким ценам.

Сырье для производства продукции поставляется как из Беларуси, так и из-за рубежа. Основными рынками сырья и материалов для производства лесохимической продукции являются страны ближнего зарубежья – Россия и Украина. Объем импорта в 2000 году вырос по сравнению с предыдущим годом и составил 3 508,3 тыс.долл.США. Доля импорта из Российской Федерации в  общем объеме составила 83,8 %, импорт из остальных государств-участников СНГ – 14,4 %, импорт из дальнего зарубежья – 1,8 %. Импорт из РФ вырос на 14 %,  из других стран СНГ – на 5,1 %, импорт из стран дальнего зарубежья снизился на 64,6 %.

Объем импорта и его структура представлены в таблице 1.

Таблица 1. Структура импорта по регионам в 1999 и 2000 гг.

Регион

Импорт в 1999 г.

Импорт в 2000 г.

Темп роста, %

тыс.долл.США

Удельный

вес, %

тыс.долл.США

удельный

вес, %

Российская Федерация

2579,1

79,6

2940,5

83,8

114,0

Государства СНГ,

кроме РФ

479,0

14,8

503,4

14,4

105,1

Дальнее зарубежье

181,7

5,6

64,4

1,8

35,4

Итого:

3239,8

100,0

3508,3

100,0

108,3


Рис.1. Динамика импорта за 1999-2000 гг.

Важнейшими видами сырья для производства продукции являются:

живица сосновая  - для производства канифоли сосновой и скипидара живичного. Основные поставщики живицы – белорусские леспромхозы и лесхозы  –  в 2000 году поставили 7 074 тонны (88,8 % от общего объема), из них 1 597,7 тонн поступило от собственных участков по заготовке живицы (Борисовского, Слободского и Ганцевичского). Украинские ГЛХ (крупнейшие - ГАО «Черниговлес», ВТО «Полесье») в 2000 году поставили 829,4 тонны живицы (10,4 % от общего объема);

фракция С9  - для производства олифы, сольвента, лаков – поступает только из РФ. В 2000 году было поставлено 6 609,5 тонн фракции, что на 29,2 % больше, чем в 1999 году. Основными поставщиками являются ЗАО «Лукойл-Нефтехим»,  ООО «Ставролен» (г.Буденовск), ОАО Ангарский завод полимеров;