Информация перевозочного процесса требует обеспечения управляющих аналитических систем достоверными данными в реальном масштабе времени, в первую очередь – о дислокации подвижного состава. С этой целью в ряде развитых стран мира используют системы автоматической идентификации, которые контролируют прохождение подвижными единицами контрольных точек. Автоматическая идентификация транспортных средств позволяет исключить их ручное и визуальное списывание и является базой для внедрения на железнодорожном транспорте современных информационных технологий за счет создания на линейных предприятиях, отделениях, дорогах и в отрасли в целом достоверной, оперативно контролируемой базы данных.
«ПАЛЬМА»
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
В.В. БЕЛОВ, главный конструктор САИ «Пальма», кандидат технических наук, ВНИИЖТ
В.А. БУЯНОВ, доктор технических наук, ВНИИЖТ
М.Д. РАБИНОВИЧ, генеральный директор ОЦВ МПС России
В.Ф. ДУДКИН, руководитель направления ОЦВ, кандидат физико-математических наук
Б.В. МИЛЬГОТИН, заместитель руководителя направления ОЦВН. М. ЛЕГКИЙ, заместитель генерального директора «Информтехтранс»
Д.С. КОТЛЕЦОВ, инженер ВНИИЖТа
САИ «ПАЛЬМА»
как одна из основ информатизации перевозок
За последние 30 лет в мире предпринимались многочисленные попытки решения задачи автоматизации слежения за подвижными транспортными средствами различными способами. В результате исследовании и экспериментов было признано целесообразным использовать системы идентификации на базе технологий сверхвысоких радиочастот (СВЧ-системы), поскольку на них слабо влияют факторы окружающей среды (загрязнение обозначений номеров единиц подвижного состава, вибрации, снег, лед, дождь, туман, электромагнитные помехи от железнодорожного транспорта).
Один из масштабных проектов автоматической идентификации железнодорожного подвижного состава на основе СВЧ реализован железными дорогами США, Канады и Мексики по разработкам фирмы Amtech. Маркерами этой фирмы в настоящее время в США оборудованы 97 % всех железнодорожных транспортных средств. В точках контроля перемещений подвижного состава установлены 3000 считывателей, передающих информацию в единый центр обработки, где ведется централизованная база данных.
Для вагонов и локомотивов железных дорог Северной Америки стандартизированы пассивные датчики-маркеры, активизируемые поступающей от считывателя СВЧ энергией. Маркер передает запрашивающему устройству закодированную в нем информацию. При емкости запоминающего устройства 128 бит имеется возможность хранить в маркере кроме номера единицы подвижного состава сведения о ее типе, коде владельца, длине, числе осей и др. По оценкам специалистов железных дорог Северной Америки, система Amtech полностью оправдала существенные затраты на ее внедрение, которые окупаются за короткие сроки.
На железных дорогах Западной Европы также накоплен опыт разработки и внедрения автоматической идентификации транспортных средств. В связи с трудностями централизованного ведения единой оперативной базы данных о подвижном составе и выполняемых перевозках в условиях совместной эксплуатации на сети вагонов большого числа железнодорожных администраций Международный Союз железных дорог рекомендовал при ориентации на СВЧ-технологии использовать в качестве стандарта совместное техническое решение компаний Amtech и Alkatel - систем у Dynicom. В ней применяется более емкий, с автономным источником питания, датчик, который может нести как постоянную, так и переменную (код груза, станция назначения и т. д.) информацию.
В отличие от маркеров Amtech датчик крепится не на боковой стенке, а под кузовом вагона. Считыватель устанавливается не сбоку от рельсового пути, а монтируется под рельсошпальной решеткой. Это исключает необходимость в установке маркеров на подвижном составе с обеих сторон и улучшает условия работы считывателя, который помещается в прочный герметичный контейнер. Предусмотрена возможность записи в электронный маркер переменной информации на ходу поезда, как от считывающего устройства, так и от дополнительных датчиков на подвижном составе.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.