Глобальное общество должно сознавать собственную ограниченность. Оно представляет собой универсальную идею, а универсальные идеи, если следовать им буквально, становятся опасными. Глобальное государство могло бы зайти слишком далеко в реализации идеи универсального общества. Все, на что способно открытое общество как универсальная идея, — это служить основой для норм институтов, необходимых для сосуществования огромного числа индивидов и множества сообществ, образующих глобальное общество. И все же глобальное открытое общество должно представлять собой нечто большее, нежели простой конгломерат рыночных сил и экономических операций. Для сплочения этого общества в единое целое необходима некая общность интересов, некие разделяемые всеми ценности. Общность интересов отчасти определяется общностью проблем, которые стоит перед людьми, а отчасти — общностью людей, перед которыми стоят эти проблемы.
В нашем взаимозависимом мире отыскать общие проблемы несложно. Необходимость предотвращения разрушительных вооруженных конфликтов, в частности, ядерных войн; необходимость сохранения глобальной финансовой и торговой системы — вряд ли найдется много людей, которые не согласятся с тем, что это достойные цели. Сложность состоит в том, чтобы создать сообщество, которое займется решением этих проблем.
В эпоху Просвещения идея всеобщего человеческого братства опиралась на представление о рациональном, независимом индивиде. Основание получилось шатким, поскольку этот рациональный индивид подвержен ошибкам и руководствуется скорее стремлением к личной выгоде, нежели универсальными идеями человеческого братства. Необходимо найти основание более надежное. Я предлагаю использовать в качестве такого основания идею зависимого, подверженного ошибкам индивида. Существует определенное сходство между людьми, основанное на общих для них всех качествах: подверженности ошибкам, смертности и — давайте признаем это — склонности к удовлетворению личных интересов. Как индивиды мы «не-полны», нам необходимо принадлежать к обществу. Теперь, когда экономика стала глобальной, мы нуждаемся в глобальном обществе. Мы не можем создать общество, не признав существования некоторых общих интересов, имеющих приоритет над личными интереса-ми; однако наша подверженность ошибкам не позволяет нам понять в чем эти общие интересы состоят. Поэтому нам необходимы определенные правила, следуя которым мы сможем прийти к согласию относительно сущности этих интересов и наилучших способов их удовлетворения. А это приводит нас к мысли о необходимости международного права и международных институтов. Таким образом, речь идет не об идее глобального государства, а о том, что на первом месте должен стоять не национальный суверенитет, а общее между народное благо. Мы также приходим к принципу субсидиар-ности; поскольку выработка решения относительно того, в чем состоит общее благо, дело сложное, такие решения должны приниматься на самом низком уровне. Чем ниже уровень сообщества, тем больше вероятность того, что индивид с готовностью подчинит собственные интересы интересам сообщества, однако присоединение к такому сообществу должно быть добровольным — это универсальный принцип, которого следует придерживаться на всех уровнях, включая и уровень государства.
Принципы открытого общества
Теперь, сделав все предварительные замечания, я, наконец, готов сказать, что я подразумеваю под открытым обществом. То, что я скажу, наверняка вызовет разочарование. Я буду проводить различие между универсальными, инвариантными для всех эпох принципами, с одной стороны, и специфическим описанием того, каким открытое общество представляется в настоящий исторический момент. Разумеется, различные эпохи, общества и индивиды будут включать в такое описание разные наборы универсальных принципов. Мое описание включает права и свободы человека, верховенство закона, социальную ответственность и социальную справедливость.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.