Открытое общество как идеал, страница 10

Конкретный вид этих соглашений невозможно вывести из основополагающих принципов. Полная перестройка реальности означала бы нарушение принципов открытого общества. Именно этим концепция подверженности ошибкам отличается от рационализма. Принцип подверженности ошибкам означает, что мы не знаем, в чем состоит общее благо. Тем не менее, я считаю, что он в сочетании с концепцией зависимого индивида образует лучшую основу для установления основополагающих принципов глобального открытого общества, чем разум и концепция независимого индивида.

Чистый разум и моральный кодекс, основанный на самоценности индивида, — изобретения западной культуры; в других культурах они находят значительно меньший отклик. К примеру, конфуцианская этика, основанная на ценностях семьи и родственных отношений, плохо сочетается с выработанными Западом универсальными концепциями. Принцип подверженности ошибкам допускает более широкий спектр культурных различий, а представление о зависимом индивиде придает должный вес родственным отношениям. Не следует во имя универсальных ценностей без разбора навязывать интеллектуальную традицию Запада всему остальному миру. Западная форма представительной демократии может быть не единственной формой правления, совместимой с открытым обществом.

И все же должны существовать определенные принятые всеми универсальные ценности. Открытое общество должно быть плюралистическим в своей основе, но ему не следует заходить в погоне за плюрализмом так далеко, что оно уже перестанет отличать правое от неправого. Терпимость и умеренность тоже можно довести до крайности. Что конкретно является правильным, можно установить лишь посредством проб и ошибок. Определение «правильного» должно применяться к обстоятельствам времени и места, однако в любое данное время и в любом данном месте такое определение должно существовать.

В то время как эпоха Просвещения сулила нам перспективу установления вечных истин, открытое общество сознает, что ценности являются продуктами рефлексии и по ходу истории подвергаются изменениям. Коллективные решения не могут основываться на велениях разума, и однако же, без коллективных решений нам не обой-

тись. Законы нужны как раз потому, что мы не способны с уверенностью сказать, что правильно, а что неправильно, и потому нун<даемся в разъяснениях. Нам необходимы институты, которые сознают собственную подверженность ошибкам и обладают механизмами для исправления своих ошибок.

Создание глобального открытого общества невозможно, пока люди не воспримут его основные принципы. Для того, чтобы открытое общество получило признание, люди должны увидеть в нем желательную форму общественного устройства. До сих пор этого не произошло. Подверженность ошибкам и рефлексивность носят универсальный характер. Если бы удалось добиться признания столь же универсальной идеи общего блага, были бы заложены основы взаимопонимания для всех народов мира. Глобальное открытое общество и могло бы стать такой основой, а осознание нашей подверженности ошибкам помогло бы нам избежать некоторых связанных с универсальными идеями опасностей.

Конечно, открытое общество также не лишено изъянов, однако недостаток его состоит в том, что оно предлагает скорее слишком мало, чем слишком много. Говоря точнее, это концепция слишком общая, чтобы давать рецепты для принятия конкретных решений. Нормы и правила не устанавливаются на основе дедуктивных рассуждений. Если бы каждая проблема имела решение, это вступило бы в противоречие с принципом подверженности ошибкам. Люди, провозглашающие, будто им известны ответы на все вопросы, способны создать только закрытое общество. Кроме того, незнание нами того, в чем состоит общее благо, не может служить оправданием для отрицания существования этого блага. В частности, идея о том, что стремление к личной выгоде позволяет достичь общего блага, является привлекательной, но ложной.