Нам нужно создать институты, которые будут служить общему благу, хотя мы отлично знаем, что эти институты окажутся несовершенными. Мы должны также обеспечить способность этих институтов изменяться в соответствии с развитием наших представлений об общем благе, — требование, выполнить которое особенно сложно ввиду свойственной любой организации инерции. Выполнение этой задачи возможно лишь в результате множества проб и ошибок. Возможно ли достижение консенсуса относительно принципов открытого общества? Они носят отвлеченный, философский характер, а из нашей подверженности ошибкам следует, что наши представления не определяются велениями разума. Стало быть, простым разъяснением соответствующих принципов невозможно добиться общего их приятия (не говоря уже о том, что мое объяснение может быть не вполне удачным). Необходимо что-то еще. Людей необходимо растревожить, взволновать, они должны соединиться ради общего дела, и только тогда общие их интересы возобладают над личными. Это может произойти в закрытом обществе, где стремление к свободе объединяет людей, интересы которых различаются коренным образом. А в открытом? Я обязан спросить сам у себя: был ли бы я столь предан открытому обществу как идеалу, если бы еще в раннем возрасте не узнал, какую опасность для людей может представлять закрытое общество?
Я видел, как идея открытого общества восторжествовала в моей родной стране, в Венгрии. Все противники режима объединились вокруг моего фонда. Фонд поддерживал оппозиционеров самых разных направлений и поддерживался ими — в том смысле, что средства использовались должным образом без какого-либо надзора за их расходованием. Но как только режим был свергнут, они вступили в борьбу друг с другом. Так оно и должно быть при демократии. Беда в том, что партии, некогда единые в своей борьбе с закрытым обществом, теперь, борясь между собой, вовсе не придерживались принципов открытого общества. То был наглядный урок, заставивший меня увидеть изъян в концепции открытого общества, о которой я имел, впрочем, довольно смутные представления. Я понимал, конечно, что эта концепция не лишена изъянов, потому что их имеют любые человеческие построения, но в данном случае я получил конкретный опыт.
Мне не сразу удалось сформулировать проблему. Один из способов ее выражения таков: открытое общество нуждается во врагах. Карл Поппер назвал свою книгу «Открытое общество и его враги». Собственно говоря, я и сам, нападая на рыночный фундаментализм обзавожусь новыми врагами. Наличие врагов укрепляет сообщества: своим появлением городские укрепления обязаны врагам не в меньшей мере, чем самим городским жителям. Можно сказать и по-другому: открытое общество не является сообществом (сопшшпЙу), а ведь только в сообществах могут существовать общепризнанные идеи, способные возобладать над соображениями личной выгоды, которыми руководствуются их члены.
Это и объясняет те затруднения, с которыми мы сталкиваемся, пытаясь создать глобальное открытое общество. Сообщества строятся по принципу исключения «чужаков», между тем как открытое общество нацелено на то, чтобы включить в себя все народы планеты. Можно ли наполнить открытое общество положительным содержанием или оно должно непременно противостоять чему-то? По счастью, всегда существует нечто, против чего надлежит бороться: бедность, болезни, угрозы окружающей среде. Враг — это не обязательно государство-соперник. Но пока мы не определим общего врага, в борьбе с которым мы сможем объединиться, нам, скорее всего, так и придется жить в разделенном мире, где национальные государства борются друг с другом. Мы сумели объединиться на уровне суверенных стран: мы сумели создать демократические государства, признающие верховенство закона и уважающие друг друга. Теперь нам следует добиться того же в глобальном масштабе.
Решение не может быть аналогичным решению на государственном уровне: глобальное государство создает куда большую угрозу свободе, чем национальное. Мы не можем также выработать абстрактное решение, поскольку и оно противоречило бы принципам открытого общества. Поэтому нам следует разобраться в современной ситуации. Этим я и собираюсь заняться во второй части книги. Основываясь на оценке ситуации, мы сможем затем разработать программу создания открытого общества. Здесь я попытался обосновать его в качестве универсальной идеи; в заключительных главах я попробую показать, что оно может быть реализовано в настоящий исторический момент.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.