В.Кузнецов. Сергей Михайлович, я еще раз повторяю, что надо садиться за стол переговоров с ясным пониманием предмета. Они создают свою национальную или противоракетную оборону только для одной цели — обесценить ракетно-ядерный потенциал России и Китая. Не надо искать совершенно в других плоскостях причины для того, чтобы мы меняли Договор по ПРО 1972 года, придумывать что-то, что не имеет под собой основы. Не надо слов “страны-изгои“, Корея, Ирак. Я же видел, как они работают с Ираком. Как только ракетная программа какого-то проблемного государства или “государства-изгоя” будет приобретать объективное продвижение, они этого не допустят. Не будет, чтобы эта ракетная программа или программа оружия массового уничтожения продолжалась. Они разбомбят это. Вот в чем заключается проблема. Вот и надо думать, как обезопасить себя и как сделать таким образом, чтобы стратегическая стабильность не была подорвана, в том числе и действиями США в отношении создания ПРО.
Б.Пядышев. Надо надеяться, что общение президентов Владимира Путина и Джорджа Буша на встрече “восьмерки” в Генуе 22 июля сыграет свою роль как в установлении новой атмосферы между лидерами двух великих держав, так и в столь желаемом прояснении намерений сторон, прежде всего Соединенных Штатов, в вопросах стратегической стабильности. После демонстрационной прохладности первых месяцев новой американской администрации ситуация меняется. Буш во всю обнимал русского, будто бы они были давними друзьями: “Это человек, с которым я могу вести честный диалог... Я оптимист в том, что мы можем с ним чего-то добиться“.
Ну что ж, это приятно слышать. Хорошо воспринят такой поворот умонастроения и среди европейских лидеров. В Европе союзники США отнюдь не убеждены в большой необходимости строить могучую защиту от ядерной угрозы со стороны “стран-изгоев“, сомневаются, что соответствующую сложнейшую технологию можно создать в скорые сроки, как о том говорят американцы.
Европейские же лидеры отмечают, что генуэзский импульс ждет непростая судьба. В принципе, два президента в коротком заявлении договорились, что проблемы противоракетной обороны и сокращения стратегических вооружений будут соотноситься и потому рассматриваться в пакете. Но потом от американцев пошли заявления, которые требуют размышлений.
Американцы стали говорить о трех вариантах своих действий.
Первое: Москва и Вашингтон соглашаются на взаимный выход из Договора по ПРО 1972 года. Если нет, то Соединенные Штаты постараются заменить этот договор стратегической декларацией относительно возможности противоракетной обороны. Причем, поясняют в окружении Буша, этот документ не будет служить полновесным договором о контроле над вооружением. Наконец, если Россия, продолжают в этом же окружении, не согласится ни с взаимным выходом из договора, ни с декларацией, то администрация “будет вынуждена заявить об одностороннем выходе из договора“. Словом, серьезные обсуждения только начинаются.
К.Барский. Интересно взглянуть, как эти проблемы воспринимаются в Азии. В целом преобладает негативное отношение к настрою Вашингтона. Однако здесь есть важные нюансы, связанные с политикой государств региона в ракетно-ядерной области, а также с характером отношений с США и друг с другом.
Одним из наиболее острых критиков американских проектов является Китай. И на то есть весьма веские причины. Китай — активный противник монополизации международных отношений. Установление мировой гегемонии США в военной области не отвечает национальным интересам КНР. Нетрудно заметить, что общность взглядов России и Китая на узловые проблемы стратегической стабильности вытекает из совпадения национальных интересов двух стран, что было вновь подтверждено в Московском совместном заявлении Президента России В.В.Путина и Председателя КНР Цзян Цзэминя от 16 июля этого года.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.