При этом следует отметить, что в структуре ФПГ ''Сибагромаш'', также как и в структуре ОАО ''РМЗ'' в сети делового сотрудничества могут и не быть задействованы все подразделения предприятия. Данное обстоятельство снимает проблему риска чрезмерного взаимопроникновения структур предприятий, позволяя оставаться им независимыми субъектами хозяйствования. В качестве системы управления в тех структурах предприятий, которые будут задействованы в сети делового сотрудничества, на наш взгляд, наиболее оптимальным будет выделение матричных элементов из существующей на предприятиях линейно-функциональной оргструктур. Это обеспечит известную гибкость новой системы управления сетевым бизнесом и позволит сохранить особенности существующих на предприятии оргструктур.
Заметим, что именно базовый бизнес определяет стратегию сети. Активы и виды деятельности, особенные и важные со стратегической точки зрения организаций, управляются изнутри данных предприятий в рамках планов производства, согласованных между предприятиями сети. В данном аспекте и реализуются вертикальные связи сети делового сотрудничества.
Правовой основой регулирования горизонтальных связей является Договор о деловом сотрудничестве. В принципе, нет каких-либо серьезных ограничений в том, какие аспекты горизонтальных связей должны быть ограничены в Договоре. Спектр договоренностей может быть весьма широк. Более того, они могут быть сформулированы так, что одной из целей сотрудничества в результате может предусматриваться полное объединение капиталов предприятий.
Рисунок 3.1. - Принципиальная схема организации сети делового сотрудничества.
Напомним, что нами рассматривается менее радикальный вариант – временного сотрудничества предприятий при освоении определенного вида продукции.
Ярким примером такого рода сотрудничества может выступать компания “Мерседес – Бенц” периода 1985 – 1991 гг.
В этот период компания переживала период кризиса: снижались темпы роста объемов производства (в среднем на 2-3 % в год в рассматриваемый период), наблюдалось ухудшение финансовой ситуации на предприятии (рост кредиторской задолженности составлял в среднем 4,7% в год). [3].
Руководство компании приняло решение (1989 год) освоить производство легковых автомобилей, ориентированных на средний класс потребителей. Мощнейший конкурент “Вольво” не давал никаких шансов “Мерседес – Бенц”, в основном, за счет использования в управлении автомобилей новейших компьютерных технологий безопасности и контроля за управлением автомобилем.
В 1990 году “Мерседес – Бенц” заключает договор о сотрудничестве с космическим агентством Германии “DASA” о совместном производстве и реализации электронных средств управления техническими комплексами.
Договор о сотрудничестве предусматривал следующие формы горизонтальных взаимодействий.
1) Компания “Мерседес – Бенц” обеспечивает технологическую базу опытного производства;
2) Агентство “DASA” обеспечивает команду специалистов, ведущую научную разработку проблемы;
3) Сеть дистрибьюторов компании “Мерседес – Бенц” проводят широкомасштабное исследование потенциального целевого рынка;
4) Агентство “DASA” обеспечивает поддержку технического перевооружения “Мерседес – Бенц” в правительстве, ставя в соответствие проводимые работы по совершенствованию управления автомобилем с решением проблемы повышения эффективности управления автономными технологическими комплексами, использующимися в освоении космоса;
5) “Мерседес – Бенц” гарантирует “DASA” патентное право на создание системы электронного управления техническими комплексами;
6) Агентство “DASA” гарантирует преимущественное право “Мерседес – Бенц” на техническую реализацию разработанных систем управления. [3].
Данный пример иллюстрирует то, как самостоятельные предприятия могут регулировать некоторые правовые и финансовые вопросы при решении определенной задачи.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.