Интересны результаты опроса управленческих кадров заводоуправления. Практически все отделы, консультирующиеся несколько раз в месяц, указали, что наиболее часто им приходится консультироваться с такими отделами, как планово-экономический, бухгалтерия, отдел труда и заработной платы. В условиях рыночной экономики данные результаты вполне объяснимы: руководителей, да и, вообще работников в первую очередь интересует то, как их решения отразятся на финансовых результатах предприятия и на их уровень заработной платы.
1) Исследование форм консультаций выявило, что большинство руководителей предпочитают личную беседу, (см. таблицу 2.34)
Таблица 2.34.
Форма консультаций.
Форма консультаций |
% |
1 |
2 |
Переписка |
2% |
Телефонные консультации |
15% |
Личные беседы |
67% |
Совместное выполнение управленческого решения |
14% |
ИТОГО |
100% |
Примечательно, что 14% опрашиваемых указали, что горизонтальные связи поддерживаются в виде совместного выполнения управленческих решений. Из частных бесед было выяснено, что под совместным выполнением управленческих решений подразумевается следующее. В случае неисполнения управленческого решения свыше, руководители (в основном среднего звена) нередко самостоятельно контролируют исполнение решений на уровне низшего звена. Более того, были случаи, когда начальники отделов, а иногда и главные специалисты, самостоятельно (отстраняя рабочего) вставали за станок. Это говорит о том, что на предприятии отсутствует эффективная система контроля за исполнением решений руководства. Можно предположить, что и личные беседы обусловлены названной причиной.
Отметим также, что не всегда личные беседы можно рассматривать эффективной формой консультаций. Нередки случаи, когда руководитель для выяснения некоторого вопроса у другого руководителя среднего звена отлучается практически на весь рабочий день, хотя вопрос был незначительным и в телефонном разговоре решаемым.
2) Большинство опрашиваемых указало, что им не всегда достаточно одной консультации (см. Таблицу 2.35.)
Таблица 2.35.
Достаточность консультаций.
Всегда ли Вам достаточно одной консультации? |
% |
1 |
2 |
Практически всегда |
18 |
Не всегда |
64 |
Редко |
18 |
Итого |
100 |
Примечательно, что причиной повторных консультаций многие специалисты считают некомпетентность консультирующего специалиста.
На втором месте — необходимость уточнения информации (см. Таблицу 2.36.)
Таблица 2.36.
Причины повторных консультаций.
Причины повторных консультаций. |
% |
1 |
2 |
Изменение ситуации в производстве |
16 |
Необходимость уточнения информации |
24 |
Недостаточная компетентность консультанта |
59 |
Недостаточная собственная компетентность |
1 |
ИТОГО |
100 |
Интересно, что анализируя результаты опроса было выявлено, что на недостаточную компетентность консультанта указали специалисты, взаимно консультирующие друг друга. Это говорит либо о неблагоприятной социально-психологической атмосфере в среде руководителей, либо о завышенной самооценке опрашиваемых.
1) Установление средней продолжительности консультаций, из-за слишком расходящихся ответов, затруднено. Уточним лишь ответы по минимальному и максимальному периоду консультаций:
минимальное время консультаций — 1 час;
максимальное время консультаций — 2 недели.
Такой разброс ответов может говорить лишь о том, что у опрашиваемых специалистов не существует четкого представления о системе сотрудничества на предприятии, т.е. об отсутствии налаженных системных горизонтальных связей.
2) Результаты оценки эффективности консультаций опрашиваемыми приведены в Таблице 2.37.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.