Анализ экономического состояния предприятия ОАО "Рубцовский машиностроительный завод", страница 19

Интересны результаты опроса управленческих кадров заводоуправления. Практически все отделы, консультирующиеся несколько раз в месяц, указали, что наиболее часто им приходится консультироваться с такими отделами, как планово-экономический, бухгалтерия, отдел труда и заработной платы. В условиях рыночной экономики данные результаты вполне объяснимы: руководителей, да и, вообще работников в первую очередь интересует то, как их решения отразятся на финансовых результатах предприятия и на их уровень заработной платы.

             1) Исследование форм консультаций выявило, что большинство руководителей предпочитают личную беседу, (см. таблицу 2.34)

Таблица 2.34.

Форма консультаций.

Форма консультаций

%

1

2

Переписка

2%

Телефонные консультации

15%

Личные беседы

67%

Совместное выполнение управленческого решения

14%

ИТОГО

100%

Примечательно, что 14% опрашиваемых указали, что горизонтальные связи поддерживаются в виде совместного выполнения управленческих решений. Из частных бесед было выяснено, что под совместным выполнением управленческих решений подразумевается следующее. В случае неисполнения управленческого решения свыше, руководители (в основном среднего звена) нередко самостоятельно контролируют исполнение решений на уровне низшего звена. Более того, были случаи, когда начальники отделов, а иногда и главные специалисты, самостоятельно (отстраняя рабочего) вставали за станок. Это говорит о том, что на предприятии отсутствует эффективная система контроля за исполнением решений руководства. Можно предположить, что и личные беседы обусловлены названной причиной.

Отметим также, что не всегда личные беседы можно рассматривать эффективной формой консультаций. Нередки случаи, когда руководитель для выяснения некоторого вопроса у другого руководителя среднего звена отлучается практически на весь рабочий день, хотя вопрос был незначительным и в телефонном разговоре решаемым.

2) Большинство опрашиваемых указало, что им не всегда достаточно одной консультации (см. Таблицу 2.35.)

Таблица 2.35.

Достаточность консультаций.

Всегда ли Вам достаточно одной консультации?

%

1

2

Практически всегда

18

Не всегда

64

Редко

18

Итого

100

Примечательно, что причиной повторных консультаций многие специалисты считают некомпетентность консультирующего специалиста.

На втором месте — необходимость уточнения информации (см. Таблицу 2.36.)

Таблица 2.36.

Причины повторных консультаций.

Причины повторных консультаций.

%

1

2

Изменение ситуации в производстве

16

Необходимость уточнения информации

24

Недостаточная компетентность консультанта

59

Недостаточная собственная компетентность

1

ИТОГО

100

Интересно, что анализируя результаты опроса было выявлено, что на недостаточную компетентность консультанта указали специалисты, взаимно консультирующие друг друга. Это говорит либо о неблагоприятной социально-психологической атмосфере в среде руководителей, либо о завышенной самооценке опрашиваемых.

1)  Установление средней продолжительности консультаций, из-за слишком расходящихся ответов, затруднено. Уточним лишь ответы по минимальному и максимальному периоду консультаций:

минимальное время консультаций —  1 час;

максимальное время консультаций — 2 недели.

Такой разброс ответов может говорить лишь о том, что у опрашиваемых специалистов не существует четкого представления о системе сотрудничества на предприятии, т.е. об отсутствии налаженных системных горизонтальных связей.

2)  Результаты оценки эффективности консультаций опрашиваемыми приведены в Таблице 2.37.