2) службы разобщены, горизонтальные связи ослаблены или отсутствуют — это приводит к тому, что результаты работы каждой службы аппарата управления организацией оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей, а задачи достижения предприятием конечного результата в целом становится как бы второстепенным, т.к. считается, что все службы в той или иной мере работают на его получение;
3) потоки информации и управленческие решения движутся только по вертикали — положение усугубляется утратой гибкости во взаимоотношениях работников аппарата управления из-за применения формальных процедур и правил, в результате затрудняется и замедляется передача информации, что не может не сказаться на скорости и своевременности принятия управленческих решений, а также анализа обратной связи;
4) высокая степень бюрократизации деятельности отдельных звеньев управления обусловлена необходимостью согласования деятельности различных функциональных служб, что резко увеличивает объем работы руководителя организации и его заместителей; на различного рода согласования, визирование документов уходит слишком много времени, что недопустимо в современных рыночных условиях;
5) неадекватность реагирования на изменения внешней и внутренней среды.
Иными словами, на предприятии не развит в полной мере системный подход к управлению.
Нами была подготовлена анкета с вопросами, ориентированными на выявление наличия и эффективности горизонтальных связей в системе управления (см. Приложение № 2).
Было подготовлено и предложено 50 анкет. Ответы получены на 37 анкет. Из них: 20 анкет охватывают ИТР цехов и руководителей технологических отделов. 17 анкет охватывают подразделения заводоуправления.
Анализ результатов опроса выявил следующее:
1) необходимость консультаций в рамках горизонтальных связей чаще всего возникает у ИТР цехов и технологических отделов (см. Таблицу 2.32)
Таблица 2.32
Необходимость консультаций.
Ответы |
ИТР цехов и технологических отделов |
Заводоуправление |
1. Консультации ежедневные |
75% |
11% |
2. Консультации несколько раз в месяц |
22% |
62% |
3. Консультации несколько раз в год |
3% |
27% |
ИТОГО |
100% |
100% |
2) ИТР цехов и технологических отделов чаще всего консультируется со специалистами других цехов, находящихся на одном с ними иерархическом уровне (см. Таблицу 2.33)
Специалисты (ИТР) цехов, поддерживающих постоянные горизонтальные связи.
Опрашиваемые специалисты |
Специалисты, консультирующие опрашиваемых |
1 |
2 |
Начальник цеха х |
Начальник цеха у |
Зам. начальника цеха х |
Начальник цеха у |
Начальник технологического отдела цеха х |
Начальник цеха у |
Старший мастер цеха х |
Старший мастер цеха у |
Мастер участка цеха х |
Старший мастер цеха у |
На основании данных предыдущей таблицы можно сделать примечательные выводы. ИТР, находящиеся на должностях начальника цеха, заместителя начальника цеха, начальник технологического отдела цеха при возникновении проблем или вопросов, требующих разъяснения, обращаются за консультацией только к начальнику другого (смежного в технологической цепочке) цеха. Это говорит о том, что специалисты смежного цеха, так же как и заместитель начальника цеха, начальник технологического отдела цеха не могут дать консультации одноуровневым специалистам из другого цеха. По существу, они могут рассматриваться лишь в системе вертикальных связей. Данное обстоятельство приводит к выводу, что у специалистов этого уровня может иметь место частичное несоответствие занимаемым ими должностям.
Та же картина наблюдается и в случае с мастерами участков.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.