Отчет о прохождении производственной практики на базе ОАО Судостроительный завод «Северная верфь», страница 7

Для Санкт-Петербурга судостроение является одной из ведущих отраслей экономики города, в городе и области находятся 8 судостроительных заводов, 6 заводов судового машиностроения, 8 заводов морского приборостроения, 2 электромонтажных предприятия и 25 научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций.

Объем научно-исследовательских работ, выполняемых петербургскими научно-исследовательскими и проектно-технологическими институтами судостроительного профиля, составляет 75% объема таких НИОКР России.

Объем производства продукции судового машиностроения в Санкт-Петербурге от общего объема производства подобной продукции заводами России составляет 25-30 %. Объем производства продукции морского приборостроения составляет около 25 % от объемов производства аналогичной продукции по России.

За последние три года зафиксирована тенденция роста годового объема производства промышленных предприятий отрасли, а также объемы НИОКР.

Одной из основных проблем отечественного судостроения являются сложности с привлечением инвестиций в постройку судов, вызываемые существенными отличиями судостроения от других отраслей промышленности:

·  длительными сроками постройки судов и кораблей (12 месяцев и более в зависимости от их сложности);

·  высокой стоимостью судов и кораблей составляющей от 10 до 3000 млн. долл. в зависимости от типа и размера объекта, а обычно речь идет о нескольких судах или кораблях, строящихся одновременно;

·  большими проектно-конструкторскими расходами;

·  высокой долей западного оборудования для гражданских судов, а, следовательно, большой потребностью в валюте на сравнительно длительный период времени от 6 до 24 месяцев.

Указанные отличительные особенности судостроительного производства требуют больших объемов и длительных сроков финансирования, что невозможно сегодня обеспечить в России из-за отсутствия у предприятий оборотных средств, а у судовладельцев – средств для строительства судов, высокой стоимости кредитных российских денег и сложности получения верфями гарантий под западные относительно дешевые кредиты.

Наиболее крупными заводами, нашедшими пути выживания в достаточно сложных условиях, и основными конкурентами СЗ «Северная верфь» являются:

·  ОАО «Выборгский судостроительный завод»;

·  ОАО «Балтийский завод»;

·  ФГУП «Северное машиностроительное предприятие».

Специфика отрасли судостроение такова, что каждый завод специализируется на определенном виде продукции, что затрудняет сравнение предприятий по долям рынка. ОАО «Выборгский судостроительный завод» основным видом деятельности декларирует строительство буровых платформ для разработки морских шлейфовых месторождений. Этот завод является лидером в этой области на территории России на протяжении последних двадцати лет. Балтийский завод специализируется на строительстве военных кораблей различного класса и ранга, в том числе подводных лодок, и судов с ядерными энергетическими установками. СЗ «Северная верфь» не занимается постройкой подводных лодок, но является единственным заводом, который строит эсминцы.

На заводе активно ведется политика привлечения экспортных заказов. На основе анализа рынка ведется строительство  современной, конкурентоспособной серии судов.

Общая сумма доходов завода, полученных от экспорта продукции (товаров, работ, услуг), за 2002 год составила 788 674 713 руб., что составляет  60 % от обычных видов деятельности. 

В третьем квартале 2003 года объем производства продукции составил       3 103 716 000 рублей.

Итак, завод занимает одно из лидирующих положений в отрасли. Этому способствуют конкурентные преимущества предприятия, из которых одним из важнейших является система менеджмента качества. Она будет рассмотрена в следующем разделе.


2. Система менеджмента качества

ОАО судостроительный завод «Северная верфь».

На заводе внедрена Система менеджмента качества, отвечающая требованиям ГОСТ Р  ИСО 9001-2001.