Переход России к рыночным формам хозяйствования, начатый в начале 90-х годов, привел к глубокому кризису экономики страны в целом и судостроительной отрасли в частности. Российское судостроение, которое всегда являлось передовой высокотехничной отраслью, где было задействовано несколько десятков миллионов человек, оказалось практически полностью парализованным.
Критическая ситуация сложилась и на российском флоте. Прекратили свое существование государственные заказы на строительство судов. Из-за отсутствия денежных средств судоходные компании были вынуждены сосредоточить свое внимание на ремонте и поддержании в рабочем состоянии имеющихся коммерческих судов. Действующие налоговое и таможенное законодательство ухудшили инвестиционные возможности судостроителей и сделали их неконкурентоспособными, вынуждая российские судоходные компании размещать заказы за рубежом, выводить флот в офшорные зоны и регистрировать под «удобными» флагами.
ОАО Судостроительный завод «Северная верфь» сумел преодолеть последствия экономического кризиса. Последние 3-4 года стали переломным этапом в деятельности «Северной верфи». Контрольный пакет акций предприятия приобрела холдинговая компания «Новые программы и концепции» (НПК), а к руководству верфью пришла новая команда топменеджеров, обладающих не только большим опытом работы в области судостроения, но и глубоким пониманием целей, стоящих перед верфью в новых экономических условиях.
Анализ первоочередных проблем показал, что для успешной деятельности, одного из лучших судостроительных заводов России, необходимо в кратчайшие сроки решить широкий круг задач, среди которых:
· внедрение современных методов организации и управления производственными процессами;
· разработка и внедрение корпоративной информационной системы и компьютерных технологий;
· модернизация производственных мощностей и внедрение нового высокотехнологичного оборудования;
· разработка и внедрение системы качества на базе ISO 9000, а также лицензирование и сертификация производства по основным видам деятельности;
· подготовка и переподготовка рабочих и специалистов в соответствии с международными требованиями к уровню квалификации.
Реализация поставленных задач осуществлялась на основе выполнения заказа по строительству двух эскадренных миноносцев на экспорт. Параллельно были развернуты широкомасштабные маркетинговые исследования, основной целью которых являлось определение строительной ниши верфи по номенклатуре боевых кораблей и коммерческих судов на российском и зарубежном рынках, формирование портфеля заказов на ближайшую и длительную перспективу.
В 2000 году на заводе была создана Программа сотрудничества ОАО Судостроительный завод «Северная верфь» с Военно-Морским флотом и Министерством Транспорта России. Значительное место в этой программе занимают коммерческие суда различного назначения. По расчетам экспертов Минтранса РФ до 2005 года подлежит списанию около 400 морских и речных судов, что приведет к снижению объема перевозок и дополнительным валютным расходам на фрахтование иностранного тоннажа.
Задачу пополнения российского торгового флота за счет импорта не решить. Поэтому Минтранс вместе с заинтересованными ведомствами приступил к созданию делового альянса российских судоходных компаний и российских верфей для решения задач возрождения национального флота. В первую очередь необходимо строительство среднетоннажных судов типа река-море, а первоочередная потребность России в судах этого класса составляет 120-130 единиц.
В конце 90-х годов ведущее проектно-конструкторское бюро России КБ «Вымпел» (г. Нижний Новгород) приступило к разработке концепции и проектированию судна смешанного река-море плавания нового поколения, проект которого получил название «Валдай» (пр. 01010).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.