1. Конструктивно-технологическая проработка конструкции самолета и обоснование схемы членения.
1.1. Понятие технологичности.
Технологичность – совокупность свойств конструкции, обеспечивающих оптимальные затраты труда, материальных средств, материалов и времени при заданных значениях показателей качества и принятых условиях изготовления, эксплуатации и ремонта.
Различают следующие виды технологичности:
- производственная
- эксплуатационная
- ремонтная
- технического обслуживания
- технологичность деталей и сборочных единиц
1.2. Критерии технологичности.
Выполнение общих технологических требований к конструкции обеспечивает технологичность конструкции независимо от масштаба производства.
1. Простота форм частей самолета. В общем случае обработка плоских, цилиндрических и конических поверхностей проще, чем поверхностей двойной кривизны.
2. Рациональное членение конструкции на элементы. Конструкция должна быть расчленена на агрегаты, узлы и детали таким образом, чтобы при изготовлении и сборке всех ее элементов можно было широко использовать имеющиеся средства механизации технологических и вспомогательных процессов и обеспечить удобство выполнения ручных работ.
3. Максимальное использование в конструкции легко обрабатываемых материалов.
4. Отсутствие чрезвычайно высоких требований к точности.
5. Наличие подходов для контроля качества всех элементов конструкции непосредственно в изделии.
6. Широкое применение в конструкции нормализованных и стандартных деталей и узлов. В процессе стандартизации и нормализации элементы конструкции подвергаются тщательному всестороннему анализу, отработке и практической проверке. Поэтому их применение в конструкции значительно облегчает получение изделий высокого качества.
7. Унификация элементов конструкции, которая приводит к увеличению повторяемости отдельных элементов в конструкции и масштабов их производства.
Вывод очевиден, чем производство технологичнее, тем оно экономичнее.
1.3. Технологический анализ конструкции самолета
Схема членения.
Схема членения самолета разработана в целях обеспечения требований прочности, аэродинамики и веса, технологичности, удобства сборки и эксплуатации.
Требования к схеме членения.
1. При разработке конструкции учитывается функциональное назначение агрегата, различные требования по точности и технологии процессов сборки и изготовления.
2. Условия эксплуатации, необходимость замены агрегатов в условиях эксплуатации.
3. Достаточная жёсткость элементов и агрегатов.
4. Возможность ведения широкого фронта работ.
5. Учёт заданной программы выпуска самолетов.
6. Соединение агрегатов и отсеков самолета осуществляется при помощи стыков и разъемов.
1.4. Обеспечение взаимозаменяемости
Различают следующие виды взаимозаменяемости:
· Геометрическая - идентичность размеров и форм.
Позволяет обеспечить сборку (т.е. соединение элементов конструкции самолета без дополнительной обработки);
· Параметрическая - идентичность физических параметров (массы, центровки, прочности, жесткости);
· Физическая - идентичность выполняемых функций.
Геометрическую, параметрическую и физическую взаимозаменяемости в совокупности называют полной взаимозаменяемостью.
Также взаимозаменяемость делят на внутреннюю и внешнюю.
· Внутренняя взаимозаменяемость – это взаимозаменяемость деталей, узлов, панелей, из которых собираются агрегаты или отсеки.
· Внешняя – это взаимозаменяемость уже собранных агрегатов, отсеков или приборов при соединении их по внешним присоединительным поверхностям, образующим разъемы или стыки.
Взаимозаменяемость агрегатов и деталей обеспечивается применением плазовошаблонного метода увязки и заготовительно-сборочной оснастки.
При этом необходимо соблюдение требований:
1. При разработке конструкции учитывается функциональное назначение агрегата, различные требования по точности и технологии процессов сборки и изготовления.
2. Условия эксплуатации, необходимость замены агрегатов в условиях эксплуатации.
3. Достаточная жёсткость элементов и агрегатов.
4. Возможность транспортировки узлов и агрегатов.
5. Возможность ведения широкого фронта работ.
Соединение агрегатов и отсеков самолета осуществляется при помощи стыков и разъемов.
Стык – это соединение элементов конструкции, при котором не допускается перемещение одного элемента относительно другого.
Разъём – соединение, при котором предусмотрено взаимное перемещение элементов соединения в процессе эксплуатации.
Стыки и разъемы можно разделить на:
· Конструктивные;
· Технологические;
· Эксплуатационные;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.